«Час рождения ребенка есть первый час его обучения»
(И. Г. Песталоцци)
12 января 2021 года исполнилось 275 лет со дня рождения швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, который внес значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Он разработал теорию элементарного природосообразного обучения и воспитания, которая сохраняет свою актуальность и по сей день. Ему первому принадлежит идея параллельного развития всех сторон человеческой индивидуальности - нравственных, интеллектуальных, физических.
Педагог Песталоцци обладал смелыми взглядами для своего времени и внес огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Целью своей жизни он выбрал защиту униженных и оскорбленных. В 1774 году им был открыт приют для сирот и бедных детей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако, чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку, поэтому через несколько лет приют закрылся. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.
Подробнее...