От МБА до ОВОН
Ни одна, даже самая крупная библиотека, не может удовлетворить полностью все многообразные и разносторонние интересы читателей. И тогда на помощь приходит межбиблиотечный абонемент, который предоставляет доступ к фондам крупнейших библиотек страны.
Обслуживание по МБА и ЭДД является единым комплексом обслуживания удаленных коллективных пользователей, включающим библиографическую поддержку запросов абонентов, поиск в различных базах данных, предоставление документов в оригиналах и копиях во временное и постоянное пользование по отдельным заказам абонентов в научных, образовательных, производственных и культурно- просветительских целях.
Служба МБА была создана при «Государственной Псковской областной библиотеке» в апреле 1945 года. Районные библиотеки получили возможность заказывать для своих читателей «книги, журналы и другие печатные материалы на русском и иностранных языках» во временное пользование.
В 1962 году в ПОУНБ был создан отдел МБА.
С 1971 года по 2002 год руководила отделом Н. Г. Лескова. Она внесла большой вклад в развитие библиотечного дела Псковской области и совершенно справедливо в 1989 году была награждена Знаком «За отличную работу» Министерства культуры СССР и Медалью «Ветеран труда». В 70-80 годы, в период бурного НТР, развития автоматизации, интеграции возросла и роль библиотек, т.к. полноценное развитие науки и техники невозможно без интенсивного обмена информацией. МБА переживал расцвет. Система функционировала при полной государственной поддержке, была развита координация между библиотеками всех ведомств. Читатель, независимо от места жительства, мог получить издание бесплатно из любой библиотеки страны. МБА ПОУНБ обслуживал свыше 400 абонентов, в т.ч. все ЦРБ области, их сельские филиалы, научные, технические, профсоюзные и учебные библиотеки, а также библиотеки других областей и республик. Им ежегодно высылалось свыше 11 тысяч экз. изданий. Через МБА читатели областной библиотеки получали литературу более чем из 100 библиотек страны.
В 90-е годы вся стройная система МБА разрушилась. Изменение экономической ситуации в стране привело к отказу в государственном финансировании межбиблиотечного абонемента.
К 2002 году отдел МБА ПОУНБ реорганизовал свою работу и работу служб МБА области, начал активно использовать новые информационные технологии, сводные электронные каталоги. На сегодняшний день практически все заказы МБА от абонентов области доставляются в автоматизированном режиме. Сотрудники службы МБА участвуют в различных проектах, работают в АРМах разных библиотек. Электронная доставка документов, освоенная отделом в 2004 году, позволяет читателям г. Пскова и области получать по телекоммуникационным каналам связи нужную информацию из любого периодического издания, издающегося в России, в течение нескольких часов.
География заказов обширна. Она простирается от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Ростова-на-Дону. Существует тесное взаимодействие с библиотеками Украины и Белоруссии. Категории основных пользователей с годами не изменились. Это – аспиранты, преподаватели, инженерно-технические работники, работники культуры и искусства.
В апреле 2012 года служба МБА вошла в структуру нового подразделения, современное название которого - отдел внестационарного обслуживания населения. В структуру отдела входят сектор МБА и ЭДД и мобильный Комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения области (КИБО). Основные задачи отдела это: обеспечить информационно-библиотечным обслуживанием жителей муниципальных образований Псковской области, в том числе населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек и предоставить сельским жителям Псковской области необходимые технические средства для получения доступа к социально значимой информации и консультационной помощи в использовании информационно-коммуникационных ресурсов и технологий.
Главной миссией публичных библиотек является обеспечение всем гражданам страны равной возможности пользоваться услугами библиотек вне зависимости от места проживания. Справиться с этой задачей без КИБО просто невозможно. Он обладает такой гибкостью в организации обслуживания различных категорий населения (например, детей и пенсионеров), какой лишены обычные библиотеки.
КИБО поступил к нам 20 апреля 2012 года по Программе «Культура России» при поддержке Министерства культуры, Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», Администрации Псковской области, по инициативе директора областной научной библиотеки Павловой Веры Ивановны.
В КИБО можно знакомиться с последней правовой, деловой, социальной информацией, пользоваться государственными услугами в электронном виде, общаться на форумах или в чатах с интересными людьми на любые темы, слушать музыку и смотреть фильмы и многое другое. Также здесь сохранены традиционные виды библиотечных услуг, постоянно обновляется фонд, и проводятся различные опросы потребностей местных жителей. КИБО предоставляет отличную площадку для развития творческих и креативных людей.
Регистрация в КИБО совершенно бесплатна и занимает всего несколько минут. Пройдя ее, для пользователей открывается дорога в новый мир, мир информации. Если у вас есть потребность быть в курсе региональных, мировых информационных потоков, похвастаться вашими успехами, поделиться своими проблемами, этот комплекс подойдет лучше всего.
КИБО это не только пункт выдачи книг, он включает в себя интеллектуальный потенциал высококвалифицированных специалистов. Это место встречи людей, которые не желают ютиться в рамках обыденности и желают быть в курсе современных событий.
Здесь жители села найдут «свой круг и формат общения», который разработан с учётом пожеланий людей, которым недостаточно средств выражения и ограничений в уже существующих или несуществующих сообществах.
КИБО, это:
- информационный центр;
- мобильная библиотека;
- дистанционный консультационный и образовательный центр;
- детский центр;
- площадка для проведения семинаров, мастер-классов и презентаций;
- мобильная общественная приемная;
- мобильный центр предоставления государственных услуг населению;
- центр технического обеспечения проведения массовых мероприятий и т.д.
В настоящее время у отдела большие перспективы развития. Кардинально улучшается материально техническая база отдела. Расширился ассортимент предлагаемых услуг. Ведется работа по разработке новых маршрутов следования КИБО.