Подростковая жестокость – огромная проблема современного общества. С каждым днем эта проблема становится острее и количество жертв увеличивается. При школьном насилии имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Оно подразделяется на эмоциональное и физическое. Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая самооценку. К эмоциональному насилию относятся: насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.; отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за партой, не приглашают на дни рождения и т.д.). Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы. Это может быть избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
Помимо этого, травля может осуществляться с применением цифровых средств связи. Кибермоббинг и кибербуллинг - форма травли через интернет, включающий тактику запугивания (угроза причинения телесных повреждений, убийства), дискредитации (выставление жертв в неблагоприятном свете с помощью фото- и видеоматериалов), слухов, публичного разглашения личной информации (распространение личной информации для шантажа и оскорбления жертвы), домогательства (кибер атаки незнакомцев, адресованные конкретному человеку). Они отличаются количеством участников (в кибермоббинге их несколько), действующих сообща и целенаправленно ради достижения конкретного результата.
Кто чаще всего становится жертвой школьного насилия?
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
- физические недостатки. Детей с физическими недостатками: носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), обижают гораздо чаще (они не могут дать адекватный отпор и защитить себя).
- особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при ММД). В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т.д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
- особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
- плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, что даже внутренне находит оправдание насильнику: «…ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это».
- страх перед школой. Он чаще возникает у тех, ко идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх провоцируют родители, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
- болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушение речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькуляция (нарушение обучению счету) и т.д.
- низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности обуславливают и низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т.д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Кто чаще всего становится насильником в школе?
По результатам исследований дети, не получившие достаточной любви, заботы, а также с несформированной привязанностью к родителям (приютские дети и «социальные сироты») склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях. Больший риск формирования у ребенка насильственных черт личности обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей:
- неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик;
- семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами»;
- властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх;
- семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятье. Сама по себе подавляющая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем другие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации - приказному, рявкающему и повышенному тону, оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого;
- семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям;
- кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительно коррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и других видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
Последствия школьного насилия
Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.
Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка, падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «...Каков твой друг, таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко распространяется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.
В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
Как защитить своего ребенка по закону?
Первое действие родителей – оформление заявления. В нем необходимо подробно описать ситуацию, при наличии доказательств приложить фото и видео. Ответить должны в течение 30 дней после подачи заявления. Директор должен разобраться в ситуации и привлечь к ответственности сотрудников или принять меры к ученикам, их родителям.
Если ваше заявление все же игнорируют или ответ вас не устраивает, необходимо обращаться в более высокие инстанции.
Каким может быть наказание для виновника? С 14 лет наступает личная ответственность по некоторым пунктам уголовного кодекса, с 16 лет ответственность наступает в полной мере:
УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Наказываются лишением свободы на срок до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
УК РФ Статья 112. Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести. Наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ Оскорбление, унижение, совершенные публично могут привести к штрафу 3000 – 5000 рублей, оскорбление, унижение, совершенные публично (в том числе, в интернете), - штрафу 5000 - 10000 рублей.
УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства. Наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
УК РФ Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. Наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.
УК РФ Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта. Наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
УК РФ Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
УК РФ Статья 116. Побои. Наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
УК РФ Статья 117. Истязание. Наказывается лишением свободы от трех до пяти лет.
УК РФ Статья 128.1. Клевета. Наказывается штрафом до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Школьный буллинг – это серьезная проблема, которая требует внимания как со стороны педагогов, так и родителей. Советы специалистов на страницах книг, предложенных ниже, помогут преодолеть насилие и агрессию в учебной среде. Для этого необходимо:
Создание безопасной атмосферы. Важно, чтобы школа стала местом, где каждый ученик чувствует себя в безопасности. Этого можно достичь через обучение сотрудников и учащихся навыкам управления конфликтами и эмпатии.
Открытое общение.Установите открытую линию общения между учениками и взрослыми. Ученики должны знать, что могут обратиться за помощью к учителям или школьным психологам без страха быть осмеянными.
Обучение социальной ответственности. Введение программ по развитию социальных навыков поможет детям научиться уважать друг друга. Уроки по эмоциональному интеллекту могут помочь ученикам лучше понимать свои чувства и чувства других.
Информирование и просвещение. Проведение семинаров и тренингов для родителей, учителей и учащихся о проблеме буллинга поможет повысить осведомленность и подготовленность всех к быстрому реагированию на случаи насилия.
Поддержка жертв. Важно не только предотвращать буллинг, но и поддерживать тех, кто его пережил. Психологическая помощь и групповая терапия могут оказать значительное влияние на восстановлении уверенности пострадавших.
Строгие меры против агрессоров. Школы должны иметь четкие правила и последствия для тех, кто занимается буллингом. Об этом важно сообщать всем ученикам, чтобы они понимали, что агрессивное поведение будет наказано.
Привлечение родителей. Родители должны активно участвовать в решении проблемы буллинга. Информирование их о ситуации в школе и вовлечение в программы по предотвращению насилия также играют немаловажную роль.
Эти стратегии могут помочь создать более позитивную и безопасную учебную среду, где каждый ученик сможет сосредоточиться на учебе и развитии, а не на борьбе с насилием и агрессией.
С информацией о буллинге, о том, кто чаще становится жертвой и агрессором, как защитить ребенка от травли и помочь ему справиться с произошедшим читатели могут познакомиться в книгах, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова.
Керре, Н. О. Осторожно, пубертат! : как понять, что происходит в голове у подростка и что с этим делать : [18+] / Керре Наталья Олеговна, Кудряшов Иван Сергеевич ; Наталья Керре, Иван Кудряшов. - Москва : Альпина Паблишер, Альпина. Дети, 2022 [т.е. 2021]. - 284, [2] с. ; 20. - Библиогр. в конце кн. - Др. кн. 1-го авт. Натальи Керре на заднем клапане обл. - ISBN 978-5-9614-5987-6.
Пубертат – время, когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь, и он одинаково сложно переживается как самими подростками, так и их родителями: в этом периоде в полной мере проявляются многие завуалированные проблемы как в воспитании ребенка, так и с его здоровьем.
Эта книга адресована не только родителям. Она словно мост, соединяющий близких людей, оказавшихся на противоположных берегах реки. Авторы, активно консультирующие семьи с детьми, помогают подросткам и их родителям посмотреть на острые, болезненные, а иногда и очень деликатные проблемы переходного возраста с разных точек зрения: родителям – понять, о чем молчит или, наоборот, кричит их ребенок, какие чувства, ощущения, эмоции он переживает в период пубертата, а детям – осознать, что их мама и папа обычные люди, со своими проблемами и трудностями, и они рады поддержать и оказать помощь даже в самой сложной ситуации, но не всегда знают как. Надеемся, что в этой книге вы обретете друга, который поможет пережить переходный возраст ваших детей с наименьшими потерями и остаться близкими людьми, которые любят и понимают друг друга.
Читатели найдут в книге описание многих важных тем, практических советов и реальных примеров.
Аудмайер, К. Все на одного : как защитить ребенка от травли в школе : [12+] / Аудмайер Кристин ; Кристин Аудмайер ; пер. с норв.: [Евгения Воробьёва]. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 146, [3] с. ; 22. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-9614-5699-8.
Книга известного норвежского психолога Кристин Аудмайер — практическое руководство для родителей и педагогов, чьи дети или ученики столкнулись с травлей в школе. Автор предлагает простые, но действенные рекомендации как для случаев, когда ребенок является жертвой издевательств, так и для ситуаций, в которых ребенок ведет себя как агрессор.
В книге затрагиваются социальные проблемы, что делает ее актуальной и заставляет задуматься о реальных жизненных обстоятельствах. Данная книга помогает сформировать представление о том, что такое травля, ее структура, участники, кто и почему становится ее жертвой и зачинщиком, почему она возникает, описаны способы борьбы с ней. Автор ищет ответ на вопрос, как найти выход из сложившейся ситуации и справиться с ее последствиями в любом возрасте и возможно ли это предотвратить. Также из книги читатели могут узнать, что такое скрытая травля, в каких формах она может проявляться, рассмотреть такое понятие как кибермоббинг.
В книге разбираются реальные примеры травли в школе и предлагаются конкретные планы действий для учеников, родителей и педагогов.
Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия : ребенок в кризисной ситуации / Зиновьева Наталья Олеговна, Михайлова Надежда Федоровна ; Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. - [СПб.] : Речь, 2003. - 247 с. - Библиогр.: с. 242-244. - ISBN 5-9268-0186-9.
Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также и социальный, медицинский и юридический аспекты. Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Нарушения, возникающие вследствие насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка: познавательную сферу, аппетит и сон, возникает множество соматических жалоб, наблюдаются стойкие изменения личности, которые препятствуют самореализации ребенка в будущем и вызывают нарушение поведения – раннюю алкоголизацию, наркотизацию, непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении, аутоагрессивное поведение (самоистязания, суицид и пр.).
Пережитое в детстве насилие нередко приводит и к отдаленным последствиям, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь жертвы, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизненные сценарии.
В книге раскрыты особенности посттравматических стрессовых расстройств и психологических травм у детей, описана феноменология насилия (эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное, насилие в школе), а также формы и методы работы с детьми, пережившими насилие (диагностика, индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, тренинговые программы).
Волкова, Е. Н. Психология подросткового буллинга : монография / Волкова Елена Николаевна, Волкова Ирина Владимировна ; Е. Н. Волкова, И. В. Волкова ; Министерство просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (Мининский университет). - Нижний Новгород : Мининский университет, 2021. - 204 с. : ил., табл. ; 22. - Библиография: с. 173-193. - Приложения: с. 194-204. - ISBN 978-5-85219-775-7.
B монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований подросткового буллинга, полученные зарубежными и российскими психологами. Подростковый буллинг рассматривается как социально-психологический феномен, обусловленный влиянием социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка. Вовлеченность подростка в ситуацию буллинга имеет многофакторную детерминацию, представляющую сочетание индивидуальных и личностных особенностей подростков-обидчиков, жертв, обидчиков-жертв и свидетелей буллинга и характеристик семейной среды и школьного окружения. Основной фокус этой книги направлен на доказательство о преимущественном влиянии факторов микро – и макро социальной среды на подростковый буллинг. Культурный контекст жизни ребенка, средовые влияния общества в целом, сообщества школы, семьи, группы сверстников влияют на поведение подростков в ситуации буллинга и должны учитываться при разработке программ профилактики и помощи подростку и его социальному окружению. Стратегические ориентиры и содержание этих программ определяются на основе выявления индивидуальных и личностных особенностей подростков, а также факторов семейной и школьной среды.
Целью данной книги является обобщение и систематизация основных результатов теоретических и экспериментальных исследований подросткового буллинга, полученных зарубежными и особенно российскими психологами. Основной фокус внимания авторов сосредоточен на прикладном аспекте проблемы, на возможности использования результатов этих исследований в разработке программ профилактики подросткового буллинга, причем как в оффлайн-, так и онлайн- форме.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова и открытых интернет-источников.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://udmnk.ru/2022/08/09/ostorozhno-kibermobbing/
https://rskrf.ru/consumer_rights/solutions/leisure_sport/bulling-v-shkole-kak-pomoch-rebenku/#:~:text=5.61%20%D0%9A%D0%BE%D0%90%D0%9F%20%D0%A0%D0%A4).,110%20%D0%A3%D0%9A%20%D0%A0%D0%A4).