«Час рождения ребенка есть первый час его обучения»
(И. Г. Песталоцци)
12 января 2021 года исполнилось 275 лет со дня рождения швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, который внес значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Он разработал теорию элементарного природосообразного обучения и воспитания, которая сохраняет свою актуальность и по сей день. Ему первому принадлежит идея параллельного развития всех сторон человеческой индивидуальности - нравственных, интеллектуальных, физических.
Педагог Песталоцци обладал смелыми взглядами для своего времени и внес огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Целью своей жизни он выбрал защиту униженных и оскорбленных. В 1774 году им был открыт приют для сирот и бедных детей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако, чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку, поэтому через несколько лет приют закрылся. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.
На Песталоцци оказала сильное влияние книга Руссо «Эмиль или о воспитании». Именно эта работа послужила основой для создания новой педагогической системы. Он выделил несколько важных моментов: развитие органов чувств; дисциплинированность на основе любви к ученику; природосообразность. Песталоцци написал несколько книг, но он находил их недостаточно хорошими. Он оставил только рукопись «Лингард и Гертруда», в которой изложил основные идеи народной школы. Именно эта книга сделала педагога известным на весь мир. В произведении рассказывалось о следующих вещах: устройство крестьянских школ; реалистичная картина жизни деревни; вера в то, что просвещение изменит общество. Педагогическая деятельность Песталоцци основывалась на важном принципе - сначала учитель должен понаблюдать за ребенком, а потом уже делать выводы. Сам процесс обучения же строится на переходах от части к целому. Важно использовать наглядность на уроках - именно она помогает развивать память и мышление.
Вклад Песталоцци в педагогику сложно переоценить. Он заставил людей переосмыслить многие вещи. Так, педагог предлагал воспитывать ребенка с момента его появления на свет. Для этого не нужны дорогие игрушки. Достаточно сформировать у ребенка склонность к самостоятельным рассуждениям и творчеству. Имеет значение и то, как воспитывается малыш. Он должен с ранних лет видеть, что такое доброта и любовь. Вместе с этим у него вырабатывают чувство собственного достоинства. У ребенка вырабатывают стремление постоянно расширять кругозор.
Песталоцци настаивал на том, чтобы программа школы была расширена. Он добавил уроки чтения и письма, гимнастику, пение и другие предметы. Но самый главный вклад педагог внес в дидактику. Он рассказал о развивающем обучении, которое должно быть направлено на выработку навыков и их совершенствование. Поэтому Песталоцци разработал особую систему упражнений, которые шли от простого к сложному.
Идеи педагога повлияли на многих специалистов. Они стали основой для воспитательной системы А. С. Макаренко, учебной программы А. А. Занкова и др. Но самая важная его заслуга заключается в ином: он заговорил о важности воспринимать ребенка как равного себе и достойного уважения по факту рождения. Подобные гуманистические идеи были новыми для общества. Но именно они позволили изменить традиционные взгляды.
Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Важнейшим средством воспитания Песталоцци считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие : Сб. - М. : Педагогика, 1987. - 413 с. - (Библиотека учителя).
Максимов, Андрей Маркович. Песталоцци XXI : книга для умных родителей / Андрей Максимов. - Москва [и др.] : Питер, 2015. - 252, [3] с. : ил.
Песталоцци / Сост. и предисл. В.М. Кларина, при участии М.Я. Шнейдера. - М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 222, [2] с. - (Антология гуманной педагогики).
ПЕСТАЛОЦЦИ; НОВИКОВ; КАРАЗИН; УШИНСКИЙ; КОРФ : Биографические повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. - ЧЕЛЯБИНСК : УРАЛ, 1997. - 521 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова ; т. 23).
Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - М. : Педагогика, 1981. - 336 с. - (Пед. б-ка).
Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - М. : Педагогика, 1981. - 416 с. - (Пед. б-ка).