Внимание
  • Lack of access rights - File '/images/1-johann-heinrich-pestalozzi-swiss-photo-researchers.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/4404bd155df11a79ec57532787c4fe78_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/EDdvtEVWkAY0VB7_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/486d6bb_copy_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/4322d51419d241b6b9c4c191d0a7570ace3f73b9_copy_copy_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/1014817777_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/RGUB-BIBL-0000270208-large.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/1-johann-heinrich-pestalozzi-swiss-photo-researchers.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/4404bd155df11a79ec57532787c4fe78_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/EDdvtEVWkAY0VB7_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/486d6bb_copy_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/4322d51419d241b6b9c4c191d0a7570ace3f73b9_copy_copy_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/1014817777_copy.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/RGUB-BIBL-0000270208-large.jpg'
КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года КИБО весной 2017 года
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

«Час рождения ребенка есть первый час его обучения»

(И. Г. Песталоцци)

1-johann-heinrich-pestalozzi-swiss-photo-researchers12 января 2021 года исполнилось 275 лет со дня рождения швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, который внес значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Он разработал теорию элементарного природосообразного обучения и воспитания, которая сохраняет свою актуальность и по сей день. Ему первому принадлежит идея параллельного развития всех сторон человеческой индивидуальности - нравственных, интеллектуальных, физических.

Педагог Песталоцци обладал смелыми взглядами для своего времени и внес огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Целью своей жизни он выбрал защиту униженных и оскорбленных. В 1774 году им был открыт приют для сирот и бедных детей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако, чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку, поэтому через несколько лет приют закрылся. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.

4404bd155df11a79ec57532787c4fe78 copy

 

На Песталоцци оказала сильное влияние книга Руссо «Эмиль или о воспитании». Именно эта работа послужила основой для создания новой педагогической системы. Он выделил несколько важных моментов: развитие органов чувств; дисциплинированность на основе любви к ученику; природосообразность. Песталоцци написал несколько книг, но он находил их недостаточно хорошими. Он оставил только рукопись «Лингард и Гертруда», в которой изложил основные идеи народной школы. Именно эта книга сделала педагога известным на весь мир. В произведении рассказывалось о следующих вещах: устройство крестьянских школ; реалистичная картина жизни деревни; вера в то, что просвещение изменит общество. Педагогическая деятельность Песталоцци основывалась на важном принципе - сначала учитель должен понаблюдать за ребенком, а потом уже делать выводы. Сам процесс обучения же строится на переходах от части к целому. Важно использовать наглядность на уроках - именно она помогает развивать память и мышление.
Вклад Песталоцци в педагогику сложно переоценить. Он заставил людей переосмыслить многие вещи. Так, педагог предлагал воспитывать ребенка с момента его появления на свет. Для этого не нужны дорогие игрушки. Достаточно сформировать у ребенка склонность к самостоятельным рассуждениям и творчеству. Имеет значение и то, как воспитывается малыш. Он должен с ранних лет видеть, что такое доброта и любовь. Вместе с этим у него вырабатывают чувство собственного достоинства. У ребенка вырабатывают стремление постоянно расширять кругозор.
EDdvtEVWkAY0VB7 copyПесталоцци настаивал на том, чтобы программа школы была расширена. Он добавил уроки чтения и письма, гимнастику, пение и другие предметы. Но самый главный вклад педагог внес в дидактику. Он рассказал о развивающем обучении, которое должно быть направлено на выработку навыков и их совершенствование. Поэтому Песталоцци разработал особую систему упражнений, которые шли от простого к сложному.
Идеи педагога повлияли на многих специалистов. Они стали основой для воспитательной системы А. С. Макаренко, учебной программы А. А. Занкова и др. Но самая важная его заслуга заключается в ином: он заговорил о важности воспринимать ребенка как равного себе и достойного уважения по факту рождения. Подобные гуманистические идеи были новыми для общества. Но именно они позволили изменить традиционные взгляды.
Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Важнейшим средством воспитания Песталоцци считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.

Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие : Сб. - М. : Педагогика, 1987. - 413 с. - (Библиотека учителя).

Максимов, Андрей Маркович. Песталоцци XXI : книга для умных родителей / Андрей Максимов. - Москва [и др.] : Питер, 2015. - 252, [3] с. : ил.

Песталоцци / Сост. и предисл. В.М. Кларина, при участии М.Я. Шнейдера. - М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 222, [2] с. - (Антология гуманной педагогики).

ПЕСТАЛОЦЦИ; НОВИКОВ; КАРАЗИН; УШИНСКИЙ; КОРФ : Биографические повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. - ЧЕЛЯБИНСК : УРАЛ, 1997. - 521 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова ; т. 23).

Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - М. : Педагогика, 1981. - 336 с. - (Пед. б-ка).

Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - М. : Педагогика, 1981. - 416 с. - (Пед. б-ка).

486d6bb copy copy4322d51419d241b6b9c4c191d0a7570ace3f73b9 copy copy copy1014817777 copyRGUB-BIBL-0000270208-large

Новинки КИБО

booknew 10022020 003А вы знали, что в Древнем Египте главными вредителями полей считались не насекомые, а бегемоты? Или что взрослый тигр может скушать за один присест 40 (!) килограмм мяса? Это замечательное издание открывает вам двери в удивительный мир живых обитателей нашей планеты. Энциклопедия "Мир животных" рассказывает юным читателям об основных группах царства животных и типичных представителях фауны различных природных зон. Подробнее...
booknew 10022020 002Энциклопедия "Амфибии и рептилии" рассказывает юным читателям об основных группах земноводных и пресмыкающихся, их особенностях и типичных представителях. Юные натуралисты смогут узнать много любопытных фактов из жизни этих классов позвоночных. Достоверная, увлекательная информация подаётся простым доступным языком и сопровождается натуралистичными картинками, позволяя ребёнку увидеть мир рептилий и амфибий изнутри. Подробнее...
booknew 10022020 001Эта книга станет достойным началом на пути освоения знаний по анатомии. Несмотря на небольшое число страниц, энциклопедия охватывает фактически все аспекты, которые могут заинтересовать ребёнка. Энциклопедия "Организм человека" знакомит юных читателей с устройством человеческого организма: из каких систем органов он состоит и почему работает как единое целое. Подробнее...
booknew 10022020 004Почему у бабочек такие красивые крылья? Как паук плетет паутину? Чем кузнечик издаёт свой стрекот? Ответ на эти и многие другие вопросы подрастающих почемучек находится под обложкой этой книги. Энциклопедия "Насекомые и пауки" знакомит юных читателей с основными группами насекомых и паукообразных, их особенностями и типичными представителями, а также с некоторыми другими беспозвоночными животными. Подробнее...
Две фасольки, три бобаЭто замечательный сборник коротких литовских народных песенок благодаря своей легкости и особой воздушности отлично подойдет для того, чтобы читать малышам. Чтение этой книги перед сном может стать замечательной традицией в каждой семье, где есть маленький ребенок. Подробнее...
20210604 104743Лето-самая долгожданная и прекрасная пора для детей и взрослых. Для школьников – это продолжительные летние каникулы, для взрослых – пора отпусков и их ожидания. Летом наша главная задача заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению, бережному отношению к природе, а заодно и привить любовь к книге. Эта пора – один из самых активных сезонов в работе с читателями-детьми. Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Псковская областная универсальная научная библиотека и в этом году стала площадкой и центром досуга и творчества для многих городских школьных лагерей. 2021 год стал уже девятым сезоном. Чем заполнить свободное время детей, как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены летние библиотечные программы. Более 60 человек из городских школьных лагерей посетили КИБО в 2021 году. Подробнее...
0107166384c16cf731c14c1412ee89eeУказом Президента РФ «в целях дальнейшего развития науки и технологий в РФ» 2021 год был объявлен нашим Президентом Годом науки и технологий. Наука прошла большой и сложный путь развития – от научных достижений древности до космических полетов современности. Это имена ученых, открытия которых произвели революцию в мировой науке, далеко раздвинули границы непознанного, наметили новые пути для исследователей. 8 февраля 2021 года в день основания Российской академии наук и Дня российской науки состоялось торжественное открытие Года. Подробнее...
логотип-28 апреля 2019 года сотрудники Комплекса информационно-библиотечного обслуживания провели мероприятие «Его величество театр», посвященное Году театра. Площадкой для проведения творческого фестиваля стала городская средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова. В рамках «Недели начальной школы» мы познакомили учащихся 3-х классов и приглашенных гостей с удивительным и неповторимым миром театра. Не случайно, еще наш великий классик А.С. Пушкин восклицал: «Театр - это волшебный край!». Подробнее...
fact15022018 01Как вы помните, 2017 год в России  указами Президента был обозначен как Год экологии. У библиотек есть широкие возможности для популяризации экологических знаний и продвижения экологической культуры среди населения. Самой популярной и действенной формой предоставления информации по-прежнему остается выставочная деятельность. КИБО наряду с традиционными тематическими книжно-иллюстративными выставками использует в своей работе такие креативные ее формы, как выставка-размышление, выставка-урок, выставка-совет, выставка-призыв и т.д. Подробнее...
школьный лагерь13 и 19 июня 2017 года в рамках цикла мероприятий «У книжки нет каникул» КИБО (Комплекс информационно-библиотечного обслуживания) Псковской областной универсальной научной библиотеки посетил ребят городских школьных лагерей: МПЛ № 8 и СОШ № 23 с углубленным изучением английского языка. Для ребят из младших отрядов (1-2-е классы) сотрудники провели беседу о правилах поведения на природе, что является особенно актуальным в дни летних каникул. Подробнее...