Михаил Алексеев – выдающийся русский писатель и журналист, известный своими пронзительными произведениями о войне и судьбе обычных людей. В рамках цикла виртуальных тематических обзоров «Очарование забытых книг» предлагаем вам познакомиться с творчеством человека, который был отмечен многими государственными наградами, написал более 40 художественных произведений, многие из которых экранизированы. Михаила Алексеева не спутаешь ни с кем: у него свой голос, своя тема, свой герой, своя манера письма, свой угол зрения на события и людей, свои читатели и зрители.
Родился писатель 6 мая 1918 года в селе Монастырское Саратовской губернии. В семилетнем возрасте он потерял родителей, которые умерли от голода, и это стало первым тяжелым испытанием в его жизни. В юности Михаил стремился получить образование и поступил в Аткарский педагогический техникум. «…Я не был отличником, но и в ударники время от времени все-таки выбивался. Из всех предметов больше всего любил русский язык и литературу. Из учителей – Екатерину Васильевну Шолохову и нашего директора Чурсина. Первую – за то, что заставила по-настоящему полюбить родное слово и русскую литературу, второго – за то, что часто выручал нашего брата, голытьбу, подбрасывал по пятерочке сверх сорокарублевой стипендии…», - вспоминал М.Н. Алексеев.
Его планы рухнули, когда в сентябре 1938 года он был призван в армию. «Педагогическое училище я не окончил. За год до окончания был призван в армию. Это случилось в 1938 году. Я и теперь не могу понять, почему мне не дали завершить учение: никто из моих друзей-ровесников не был призван, все закончили училище и какое-то время работали преподавателями. Со многими из них мне уже не суждено было увидеться больше – погибли в Великую Отечественную войну», - писал М.Н. Алексеев.
Его военная карьера началась с прохождения курсов политруков, а в 1940 году он ушел в запас в звании младшего политрука. Сразу после начала Великой Отечественно войны, Михаил был вызван на фронт и отправлен в Харьковское артиллерийское училище. «В мирные дни я служил в Иркутске. В декабре, после курсов младших политруков, был уволен в запас. Уехал в город Сумы к брату Алексею, где вскоре был вновь призван и назначен политруком парковой батареи Харьковского артиллерийского училища. Там и встретил войну. В первые же ее дни брата Алексея, у которого я квартировал, отправили на фронт. Больше я его уже не видел: погиб в 1943 году где-то под Ельней, на Смоленщине» (М.Н. Алексеев).
Несмотря ни на что будущий писатель считал, что его место на передовой. В декабре 1941 года он оказался в городе Акмолинске, где был назначен политруком минометной роты. Попал на фронт сначала под Тулу, а затем, в июле 1942 года, в Сталинград. «На Сталинградском фронте был в разных должностях – политруком минометной роты, секретарем комсомольского бюро полка, заместителем командира артиллерийской батарей по политчасти. А уж на Курской дуге, под Белгородом, в июле 1943 года меня совершенно неожиданно назначили заместителем ответственного редактора дивизионной газеты «Советский богатырь…», - вспоминал Михаил Николаевич.
Он прошел множество сражений, включая бои на Курской дуге, и за свою отвагу был награжден медалью «За боевые заслуги». Все эти впечатления и переживания Михаил Алексеев в последствии воплотил в своем первом романе «Солдаты». День Победы писатель встретил в Чехословакии в качестве корреспондента армейской газеты «За Родину». Позже он был переведен в газету «За честь Родины», где проработал до октября 1950 года. Роман «Солдаты» был опубликован в 1951 году в газете «За честь Родины». В 1957 году вышла повесть о солдатских буднях в мирное время «Наследники». Повесть о событиях Великой отечественной «Дивизионка» увидела свет в 1960 году. Как отмечают критики, именно здесь проявились самобытность и неповторимость Алексеевской прозы. Михаил Николаевич Алексеев продолжал писать о войне и ее последствиях, став одним из наиболее влиятельных голосов своего времени.
Книги М.Н. Алексеева, написанные в провинции и о провинции, как, впрочем, и все другие его произведения, отличаются высоким мастерством, оригинальностью претворения авторских замыслов, масштабностью и общественной значимостью решаемых проблем. Эти книги – подлинное явление народной жизни, ее точное отражение, ее дар. В них художественность и мастерство слиты воедино с живой действительностью, с подлинной реальностью. О чем бы не писал Алексеев – о родном селе, его людях, природе, любви, во всем ощущается стремление писателя осмыслить в памяти и соотнести дни былые с днями сегодняшними, подружить Человека с Природой, с Землей. Тема единства Человека и Природы красной нитью проходит через все произведения автора, и особенно через его книги, посвященные селу.
Михаил Алексеев наследует давнюю традицию великой русской литературы: писать о повседневном и обычном, привлекать внимание читателей к естественному движению жизни, к простым людям, составляющим понятие «народ», основу страны и нации. Воссоздавая жизнь своих героев, он как бы сливается с ними, живет их чувствами и думами, радостями и тревогами. Его будто бы не привлекают поиски новых, необычных форм, занимательного сюжета, захватывающих сцен, изысканных литературных приемов. Им владеет одна мысль: не пропустить существенного в судьбе героя, нередко глубоко скрытого внутри его натуры, не променять это главное на мелочное и показное, лежащее на поверхности. Выявление этого главного, существенного определяет и занимательность его повествования, и сущность его творческой манеры, и его идейную наполненность. В нравственном и духовном облике своих персонажей, их поступках и взаимоотношениях писатель поэтизирует патриотическое чувство, гуманизм и душевную щедрость, скромность деловитость, то есть качество истинно русского советского характера.
С людьми, послужившими прообразами многих литературных персонажей, Алексеев нередко вместе трудился, сражался на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому не удивительно, что автор показывает своих героев в тесной связи с их профессией, творческими исканиями и раздумьями над жизнью. Как правило, это энтузиасты своего дела, непоседы, романтики. Они скромны, чураются громких слов и риторики, но полны забот о благе Родины.
Писатель обладал даром тонкой и точной индивидуализации, умением проникнуть в тайники человеческой души. Он умел в повседневной, обыденной жизни, в рядовом событии, в простом и, казалось бы, мало примечательном факте увидеть значительное и характерное, художественно типизировать и поэтизировать. В этом секрет неповторимости его литературных образов.
Предлагаем вашему вниманию произведения Михаила Николаевича Алексеева и книги о нем, которые вы можете почитать в Псковской областной универсальной научной библиотеке им. В.Я. Курбатова.
Борзунов, С. М. Михаил Алексеев : Встречи. Книги. Размышления / Борзунов Семен Михайлович. - 1983.
Данная книга – не жизнеописание и не очерк творчества М.Н. Алексеева, а лишь отдельные штрихи, некоторые страницы из его богатой, разнообразной и сложной по своему содержанию литературной деятельности, в которой личная судьба, жизнь, общественная и творческая работа писателя представлены в неразрывном единстве. Используя свободную форму изложения, автор попытался в меру своих сил выявить особенности творческого дара писателя, показать его движение во времени, объяснить секрет возрастающей популярности его книг, определить самый весомый вклад, который внес художник в развитие русской литературы.
Алексеев, М. Н. Собрание сочинений. Т. 1 / Алексеев Михаил Николаевич. – Москва : Молодая гвардия, 1987.
В первый том собрания сочинений писателя входит роман «Солдаты», который рассказывает о разведчиках. В нем есть все: и увлекательный сюжет, и глубокая достоверность, а главное – берущая за сердце правда о войне, о тех ее страницах, которые малоизвестны, забыты, ушли в тень вместе с безвестными героями.
Первая часть романа «Грозное лето» отдельной книгой появилась в 1952 году. Написанная хорошим русским языком, она подкупала своей простотой, незамысловатостью сюжетного построения, своим героическим пафосом. В романе широко изображается труд солдата, его повседневный быт. Действие разворачивается в 1943 году, когда советские дивизии с боями продвигались на запад, освобождая нашу землю от немецких оккупантов. Герои произведения – солдаты, сержанты и офицеры отдавали делу победы над врагом все свои силы, умение, жар сердец.
Вторая книга дилогии была напечатана в 1953 году под названием «Пути-дороги». Роман включает в себя такие важные события войны, как сражение под Курском, битву за Днепр и Правобережную Украину, освобождение Румынии. Последние страницы повествуют о боях Советской Армии на венгерской границе. Таков боевой путь романа. В основу произведения положена боевая деятельность роты дивизионных разведчиков: показан рост советских воинов, которых, по выражению автора, война научила думать глубже и смотреть дальше. Читая книгу, видишь живых людей, их благородные поступки и высокие подвиги, чувствуешь, как изо дня в день, от боя к бою мужают и закаляются советские воины. Следует отметить, что автор рисует войну не отвлеченно, а в зримых образах, в конкретных лицах ее участников.
Алексеев, М. Н. Собрание сочинений. Т. 2 / Алексеев Михаил Николаевич. – Москва : Молодая гвардия, 1988.
Во второй том собрания сочинений вошли повесть «Наследники», которую Алексеев закончил в 1957 году. Повесть посвящена Советской Армии послевоенных лет, когда на вооружение поступило уже ракетно-ядерное оружие. Это повесть о наследниках боевой славы отцов, о том, как формируются характер и высокие морально-боевые качества солдат. Вслед за «Наследниками» автор печатает повесть в новеллах «Дивизионка» и повесть «Биография моего блокнота», повествующие в основном о работе фронтовых журналистов в годы Великой Отечественной войны, по времени и сюжетно тесно связанные друг с другом. К ним примыкают помещенные здесь же и военные рассказы, очерки. В цикле новелл «Дивизионка» описываются реальные события, а действующие лица сохраняют свои подлинные имена. Написанная от первого лица и объединенная общими героями, повесть взволнованно рассказывает о боевых буднях сотрудников многотиражной солдатской газеты, в которой Михаил Алексеев работал в самые тяжелые месяцы войны. Эта книга написана в необычной для автора манере. В ней ярко проявился своеобразны талант Алексеева как рассказчика, его мягкий и тонкий юмор, умение писать просто, темпераментно, легко, улыбчиво. Так пишут лишь об очень близких и дорогих сердцу людях.
В новеллах цикла «Биография моего блокнота» та же спокойная повествовательная манера письма, тот же лаконизм в обрисовке героев, схваченных в решающие, наиболее значительные моменты их жизни, та же недосказанность как характерный жанровый признак, тот же задушевный лиризм. Отличительным признаком этих новелл является и то, что они сопровождаются краткими записями автора из его фронтового блокнота, выполняющими роль первоосновы произведения.
Алексеев, М. Н. Собрание сочинений. Т. 3 / Алексеев Михаил Николаевич. – Москва : Молодая гвардия, 1988.
В третий том вошли роман «Вишневый омут» и повесть «Хлеб – имя существенное». Это, собственно, художественная летопись судеб русского крестьянина, прослеженных писателем на протяжении целого столетия: с семидесятых годов XIX века до семидесятых годов XX века. В этих повестях автор проявляет блестящие знания происходящих в деревне больших социальных изменений. Писатель снова с необыкновенной силой открывает большие возможности своего мастерства, тонкость художественных приемов и подкупающую преданность правде. В них люди из самой гущи народа, яркие, талантливые натуры созидателей. В романе «Вишневый омут» Михаил Алексеев поднялся на новую, более высокую ступень писательского мастерства. Книга про жизнь и быт деревенских жителей, о горестях и радостях, о трудностях, а также о любви и несправедливости. Большое внимание уделяется описанию сада, делая его главным героем романа.
К роману «Вишневый омут» тесно примыкает повесть «Хлеб – имя существительное». В ней автор продолжает поднятую в «Вишневом омуте» тему о хлебе насущном. Своеобразная по жанру повесть в новеллах, без привычного главного героя, без традиционного развития сюжета, она раскрывает большие возможности для писателя. Автор как бы ведет читателя от одного крестьянского двора к другому, знакомит его с прошлым и настоящим односельчан. В результате вырисовывается целая галерея колоритных фигур, в едином целом составивших лицо приволжского села Выселки.
Алексеев, М. Н. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 4 : Ивушка неплакучая : роман / Алексеев Михаил Николаевич. – Москва : Молодая гвардия, 1989.
Роман «Ивушка неплакучая», удостоенный Государственной премии СССР, рассказывает о красоте и подвиге русской женщины, на долю которой выпали и любовь, и горе, и тяжелые испытания, о драматических человеческих судьбах.В романе показано, сколько горя принесла война советскому народу, как из-за нее порой драматически складывались человеческие судьбы.
В романе центральным персонажем является трактористка Феня Угрюмова, которую за твердый, несгибаемый характер, за то, что в любой обстановке не терялась, никогда не хныкала, а смело бросалась на встречу опасности, нарекли неплакучей Ивушкой.
Повествование размеренное и красивое, в котором хорошо прописаны характеры персонажей, поэтому книга очень правдоподобная и душевная. В целом произведение достаточно сильное и глубокое.
Алексеев, М. Н. Собрание сочинений. Т. 5 / Алексеев Михаил Николаевич. – Москва : Молодая гвардия, 1989.
В этот том вошли публицистические размышления о Земле, о Хлебе, о Человеке. Автор много путешествовал, и это нашло отражение в помещенных здесь «Американском дневнике» и других зарубежных очерках. Своего рода приложением к собранию сочинений являются вошедшие в книгу незаконченная документальная лирическая повесть «Сказки Брянского леса» и приключенческие повести «Привидения» древнего замка» и «Коричневые тени», те самые, о которых подробно, с беспощадной иронией рассказывается в документальной повести «Дивизионка» и в автобиографических заметках.
Алексеев, М. Н. Собрание сочинений. Т. 6 / Алексеев Михаил Николаевич. – Москва : Молодая гвардия, 1989.
В шестой том вошли: роман «Драчуны» и повесть «Карюха». Написанные в разное время, они составляют своеобразную дилогию, объединенную одним героем и рассказывающую о трудной жизни крестьян в конце 20-х начале 30-х годов XX века.
Роман «Драчуны» – из тех же книг Михаила Алексеева, которые дышат народной жизнью, утверждают красоту крестьянского труда, подвиг русского человека, преобразующего свою родную землю. В этом романе, охватывающем по времени детские и юношеские годы автора и его земляков из села Монастырского, показаны не только изломы и драматические судьбы ребят, но и дана широкая панорама всей российской деревни в предвоенные годы, крепкая нравственная закваска русского крестьянства. Разные герои населяют роман Михаила Алексеева, и все они – от эпизодических, проходных и до главных, центральных – имеют свое лицо, свой характер.
Роман «Драчуны» – это свидетельство времени, живое дыхание жизни тех нелегких лет, их художественная летопись. В нем – поэзия деревенской жизни тридцатых годов. Все в романе соткано прочно и основательно, все взято из реальной жизни, написано простым, бесхитростным, художественно ярким языком мастера. Здесь писатель, как и в лучших своих книгах, во всем блеске показывает основную черту своего дарования – мягкий, задушевный лиризм, в котором находят свои отголоски и печаль полей, и таинственный шум лесов, и завывание снежных бурь в длинные зимние вечера, и горький напев вдовьей и сиротской песни… Трагические ноты переплетаются здесь с повышенными мотивами и сливаются в общую жизнеутверждающую симфонию, именуемую жизнью народа.
Повесть «Карюха» рассказывает о трудной жизни крестьянской семьи, в которой все держится на кормилице – беспородной лошади Карюхе. Писатель – мастер создания колоритного человеческого характера, но в этой повести отчетливо видно его редкое умение изображать животных. Он показывает трагическую действительность деревни, где потеря единственной кормилицы – огромное потрясение для крестьянской семьи.
Алексеев, М. Н. Собрание сочинений. Т. 7-8 / Алексеев Михаил Николаевич. – Москва : Молодая гвардия, 1990.
В заключительные тома Собрания сочинений вошли автобиографические заметки писателя, его многолетние раздумья о жизни и творчестве, о партийности, народности и гражданственности литературы, о патриотической миссии художника, а также литературные портреты.
Здесь читатель увидит рассказы о таких замечательных советских писателях, как Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Василий Шукшин, Федор Панферов, Сергей Воронин, Олесь Гончар, Анатолий Иванов, Виталий Закруткин, Анатолий Калинин, Михаил Годенко, и других мастерах слова.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова и открытых интернет-источников.