«Мораль сей басни такова». Все помнят эту крылатую фразу из произведения русского публициста, поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова. Наверняка многие из нас выросли на его произведениях и с детства наизусть помнят крылатые фразы. Басни Крылова не теряют актуальности и в наши дни. В них Иван Андреевич высмеивал человеческие недостатки: трусость, лесть и угодничество, несправедливые отношения между людьми. 255 лет прошло со дня рождения великого поэта, но басни его не потеряли актуальности и в наше время, они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Отдел внестационарного обслуживания населения области предлагает читателям познакомиться с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.
Будущий писатель-баснописец Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Первые годы своей жизни провёл в частых переездах с родителями. Во время Пугачевского восстания юный И. А. Крылов оказался с семьёй в Яицком городке. Когда город осадили повстанцы, отец Крылова отправил жену с сыном в более безопасный Оренбург. В дороге ей пришлось спасать маленького сына от пугачевцев «спрятавши его в корчаге». Даже спустя полвека Иван Андреевич смог красочно описать подробности жесточайшей осады этой крепости А.С. Пушкину, когда тот работал над «Историей Пугачева». Пушкин тщательно и почти полностью использовал рассказы Ивана Крылова в своей «Истории Пугачева».
Фамилия Андрея Крылова была внесена в «пугачёвские списки» на повешение. К счастью, для семьи Крыловых всё кончилось хорошо. Но после смерти отца семья впала в нужду, и мать будущего баснописца была вынуждена подрабатывать в богатых домах. С девяти лет Иван вынужден был работать – его приняли переписывать деловые бумаги.
Дальнейшее образование получил в доме писателя Н.А. Львова – учился вместе с его детьми и много слушал разговоры литераторов и художников, которые приходили в гости к просвещённому хозяину.
Так или иначе, образование он получил скудное, но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. С детства он приучил себя к чтению и поглощал множество книг. Настойчивость, упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Постепенно он стал писать без ошибок, расширил свой кругозор и даже выучил итальянский язык.
Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, семья переехала в Петербург. Мать отправилась туда хлопотать о пенсии, но усилия её не увенчались успехом.
Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему нелегко.
В Петербурге Крылов устраивается на работу в канцелярию Казённой палаты. Но дела служебные его интересуют не слишком. Большую часть времени он проводит в занятиях литературой и посещениях театров, близко знакомится с известными актёрами и директором театров П.А. Соймоновым.
Не меняются его увлечения и после смерти матери, когда на его попечении остаётся младший брат.
И.А. Крылов еще в Твери начал писать стихи. В 1783 г. он сочинил комическую оперу в стихах «Кофейница», которую попробовал издать. Владелец типографии купил ее у Крылова, но печатать не стал. У него Крылов встретился с известным актером Дмитревским, который, по-видимому, ввел юношу в театральный мир Петербурга и стал первым его взыскательным, но доброжелательным критиком. Крылов быстро перезнакомился с петербургскими драматургами и актерами.
Не добившись успеха в жанре трагедии, Крылов возвратился к комической опере и комедии. Писал он очень быстро. В 1786 г. сочинил сразу две комедии: «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». С этого времени Крылова заметили в литературных и театральных кругах. Директор театров Соймонов пригласил молодого драматурга на службу в Горную экспедицию, которой управлял, и с мая 1787 г. Крылов стал там работать.
К концу 80-х годов Крылов решает попробовать себя в журналистике. В 1788 году в журнале «Утренние часы» он публикует первые басни, которые тоже остаются незамеченными. Тогда Иван Андреевич берётся за издание журнала «Почта духов», который издаёт в течение восьми месяцев 1789 года. Здесь в сказочной переписке гномов с волшебником он создаёт карикатурную картину современного ему общества, порицая пороки высшего общества. Журнал закрывает цензура, и на два года в писательской деятельности Крылова наступает вынужденный перерыв. Только в 1792 г. он вместе со своими друзьями приступил к изданию журнала «Зритель».
В журнале издаются произведения Крылова: восточная повесть «Каиб», сказка «Ночи», несколько «Речей…» и «Мысли философа о моде». Число подписчиков постепенно увеличивается. В мае 1792 года журнал закрывают, но уже со следующего года он выходит вновь, но уже под другим названием – «Санкт-Петербургский Меркурий». Основной темой своих «нападок» Крылов выбирает одного из самых просвещённых людей своего времени – Карамзина и его последователей. Реформаторство Карамзина казалось Крылову искусственным, но многие люди заслуженно уважали великого историка, и осмеивание его оттолкнуло их от «Санкт-Петербургского Меркурия». В конце 1793 года за недостаточностью подписчиков журнал был закрыт и Крылов на несколько лет уехал из столицы.
Со времени закрытия журнала и до 1797 года Крылов жил в Москве, затем странствовал по стране – по поместьям своих друзей и приятелей. Всё это время он искал источники дохода и на какое-то время нашёл их в карточной игре, где он считался исключительно везучим игроком на грани шулерства.
Писатель объездил много городов. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати. Наконец, после смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Ф. Голицыну в качестве личного секретаря и домашнего учителя его детей. Но С. Ф. Голицын впал в немилость при Павле I и был сослан в свое имение Казацкое. Крылов разделил с ним опалу. В домашнем театре Голицыных была поставлена написанная Крыловым в 1880 г. шутотрагедия «Трумф, или Подщипа» - остроумная и меткая сатира на прусские и патриархальные порядки. Критика невежественности и пруссачества, заведенного Павлом I, содержательно сочеталась с формой пародии на классическую трагедию, кризис которой драматург остро почувствовал. В 1801 г. Крылов завершил комедию «Пирог», поставленную в Петербурге (1802) и в Москве (1804).
11 марта 1801 года на царский престол поднимается Александр I, который относится с Голицыну с большим доверием и назначает его лифляндским генерал-губернатором. Соответственно Крылову дают пост правителя канцелярии. До 1803 года писатель служит в Риге, а осенью этого года переезжает к своему брату в Серпухов.
В это же время приходит первый сценический успех к пьесе Крылова «Пирог». Крылов решает заниматься литературным творчеством дальше и возвращается в Петербург.
К этому времени в общественных и литературных взглядах Крылова произошли большие перемены, связанные с осмыслением опыта французской революции и острого кризиса абсолютизма в России после Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева.
Крылов обратился к жанру басни и внес в него столь конкретное и обобщенное социально-нравственное содержание, столь разительно преобразовал ее форму, что это сразу выдвинуло его в число первостепенных талантов.
В 1805 году Крылов показывает первые переводы басен известному поэту И. Дмитриеву. Тот открыто говорит о том, что Крылов наконец нашёл своё настоящее призвание. Но Иван Андреевич печатает в следующем году только три басни и снова задумывается о драматургии.
Уже в 1809 году выходит его первый успешный сборник басен. Через два года появляются «Новые басни Ивана Крылова». В 1815 году выходит трёхтомник, на следующий год – продолжение в 2-х книгах, в 1819 – шестая часть, а к 1830 году «собирается» восьмитомное собрание басен Крылова. Все эти издания пользовались оглушительным успехом. Часть басен была написана на конкретные жизненные события, другие – на отвлечённые сюжеты. Но сами события вскоре забывались, а басни оставались любимым чтением во многих образованных семьях.
Смена жанра полностью изменила профессиональную репутацию Крылова. Если в первой половине жизни он был никому не известен и терпел множество материальных трудностей, то со зрелого возраста – баснописца Крылова знал каждый уважающий себя человек. Издания его расходились большими тиражами и простой, народный слог писателя был понятен каждому.
Вместе с признанием читающей публики шло и признание официальное.
Басня - лучшая и главная часть творчества Ивана Андреевича Крылова, в них проявилось художественное творчество и огромный, необыкновенный талант автора. Невозможно перечислить и проанализировать все басни автора: они разнообразны и богаты по темам, сюжетам и смыслу. При общей их оценке надо сказать, что главные художественные достоинства басен заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а во-вторых, в поразительном реализме. Еще одна характерная черта басен Крылова – уменье остроумными намеками, как бы мимоходом, задевать и высмеивать человеческие недостатки, даже если эти недостатки не относятся к главному сюжету басни.
Неслыханный успех басен объясняется тем, что Крылов вдохнул в этот жанр философско-историческое, социальное и нравственное содержание. В баснях он представил всю русскую жизнь в ее самых существенных противоречиях («Вообще,- писал Гоголь,- его занимали вопросы важные») и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил национальные моральные нормы, выкованные в опыте трудовой истории народа, и тем способствовал самосознанию нации.
В декабре 1811 года писатель был избран членом Российской Академии, в январе 1823 года за литературные достижения получил от неё золотую медаль, а в 1841 году был утверждён ординарным академиком отделения русского языка и словесности. В 1812 году в Петербурге открыли Императорскую публичную библиотеку, куда писателя назначили библиотекарем. Одновременно ему утвердили пенсию за особые заслуги «в российской словесности». В 1830 году, после издания восьмитомника Николай I увеличил пенсию Крылова вдвое и произвёл его в статские советники.
В феврале 1838 года с исключительным уважением и торжественностью Петербург праздновал 50-летний творческий юбилей писателя Ивана Андреевича Крылова. К этому времени его ставили в один ряд с выдающимися классиками Пушкиным, Грибоедовым и Державиным. Позднее басни Крылова были переведены более чем на 50 языков мира.
Прослужив в Императорской библиотека почти 30 лет, в 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился в квартире на Васильевском острове. Он жил тихо и в своё удовольствие. Любил сытно покушать и полежать на диване. Некоторые считали считать его лентяем и обжорой.
Но до самых последних дней писатель продолжал работать, подготавливая к печати новое полное собрание своих басен. Крылов не успел получить книги из типографии, но завещал раздать часть их своим друзьям на собственных похоронах, что и было сделано.
Умер Иван Андреевич от двухстороннего воспаления лёгких 9 1844 года в Санкт-Петербурге.
Отдавая дань уважения великому писателю, второй человек в государстве – граф Орлов лично нёс его гроб вместе с простыми студентами до погребальной повозки.
Интересно о Крылове
- Любимыми занятиями Ивана Андреевича было поесть и поспать. И то и другое он умудрялся делать даже в гостях.
- Крылов написал более 200 басен, которые переиздавались очень большими тиражами.
Предлагаем вашему вниманию произведения Ивана Андреевича Крылова и книги о нем, которые вы можете почитать в Псковской областной универсальной научной библиотеке им. В.Я. Курбатова.
Крылов, И. А. Басни : пьесы и сатиры / Крылов Иван Андреевич ; Иван Андреевич Крылов ; [вступ. ст. В. Г. Белинского]. - Москва : Эксмо, 2009. - 735 с. : ил. ; 21. - (Библиотека Всемирной Литературы). - ISBN 978-5-699-33794-1
«Русский ум олицетворился в Крылове и выражается в творениях его. Басни его – живой и верный отголосок русского ума с его сметливостью, наблюдательностью, простосердечным лукавством, с его игривостью и глубокомыслием, не отвлеченным, не умозрительным, а практическим и житейским... И кто же в России не принадлежит к числу его читателей? Все возрасты... несколько поколений с ним ознакомились, тесно сблизились с ним, начиная от восприимчивого и легкомысленного детства до охладевшей и рассудительной старости, от избранного круга образованных ценителей дарования до низших степеней общества, до людей... для коих голос истины и здравого смысла, облеченный в слово животрепещущее, всегда вразумителен и привлекателен». Этими словами Белинского хотелось бы предварить том произведений Ивана Андреевича Крылова (1769-1884), в который включены девять книг басен, пьесы, повести и сатиры, а также «Почта духов».
Его басни были изъяснением истины в коротких словах. Их основные темы сводятся к следующему: неизменность человеческой природы, почти абсолютная; стремление к выгоде, привязанность к материальному; неразумная погоня за счастьем; комическая нерезультативность жизненной активности; предательство как средство достижения счастья; пустая похвальба; высокое положение глупца не сделает его умным; особая разновидность глупости – склонность заниматься не своим делом; невежество и дурной нрав как источники хулы; неспособность оценить высокое; ложное просвещение; атеизм и богоборчество как источники социальных катастроф; ничем не ограниченная свобода; разобщенность; обманчивость дружбы; эгоизм; подозрительность; самолюбие; лицемерные чувствительность и смирение; лицемерное бескорыстие; лицемерное сострадание; лицемерие и хитрость; круговая порука; лень; неблагодарность.
Крылов, И. А. Басни. Стихотворения : [6+] / Крылов Иван Андреевич, Д. П. Ивинский ; Иван Крылов ; [сост., авт. вступ. ст., прил., коммент. Д. П. Ивинский]. - Москва : Белый город, 2019. - 382, [1] с. ; 21. - (Русская культура). - Библиогр. в примеч.: с. 349-368 и в подстроч. примеч. - Основные изд. соч. Крылова и лит. о нем: с. 371-375. - ISBN 978-5-00119-017-2.
Басни Крылова в лучших образах – это, конечно, «маленькие драмы», где авторская позиция по законам драматургии проявляется не в речах резонирующего персонажа, а в его столкновении разнонаправленных мотивов поведения, из которых истиной в конечной инстанции может не оказаться ни один. Стихи его отразились родным впечатлением в уме читателей его. И кто же в России не принадлежит к числу его читателей? Все возрасты, несколько поколений с ним ознакомились, начиная от восприимчивого и легкомысленного детства до охладевшей и рассудительной старости.
Творчество классика русской словесности И.А. Крылова охватывает самые разные жанры и направления литературы – среди которых проза, поэзия, драматургия.
Басни И.А. Крылова, получившие мировое признание, вошли в сокровищницу русской литературы, в них сошлись все грани таланта писателя, открылось его редкое поэтическое мастерство. В данном издании представлены не только знаменитые басни, но и подражания псалмам, а также избранные стихотворения.
Тексты, вошедшие в сборник, составлены известным российским литературоведом, доктором филологических наук, профессором Д.П. Ивинским, сопровождаются его развернутыми научными комментариями, им же подготовлена развернутая вступительная статья о творчестве И.А. Крылова.
Крылов, И. А. Почта духов : сатирическая проза, басни ; студентам высш. учеб. заведений, обучающимся по спец. 032900 - русский язык и лит. / Крылов Иван Андреевич ; Иван Андреевич Крылов ; [подгот. текстов, вступ. ст. и примеч. С.А. Фомичева; сост. В.В. Милюков; Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина и др.]. - Москва : Парад : Фонд первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. - 590, [1] с., портр. - (Новая библиотека русской классики - обязательный экземпляр / обществ.-ред. совет:... Н.Н. Скатов (пред.) [и др.]). - Словарь ист., мифологических, литературных имен и изданий: с. 574-584. - Библиогр.: с. 585. - ISBN 978-5-8061-0129-8.
«Изданиям басен И.А. Крылова потерян счет… Таким успехом не пользовался на Руси ни один писатель. И будет еще время, когда его басни будут издаваться за один раз в числе 40 000 экземпляров. Иван Андреевич Крылов больше всех наших писателей кандидат на никем еще незанятое на Руси место «народного поэта»; он им сделается тотчас же, когда русский народ весь сделается грамотным народом. Сверх того, Крылов проложит и другим русским поэтам дорогу к народности». В.Г. Белинский
И.А. Крылов был литератором редкой судьбы. Его молодость протекала под знаком сатирических новиковских журналов конца VIII века. Пьесами и прозой он предуготовлял творчество своего младшего современника Гоголя. Как поэт, одним из первых, наряду с Грибоедовым и Пушкиным, стал в высшей степени народным писателем, практически пробив дорогу этому выдающемуся явлению в русской классической словесности. В настоящем издании печатаются сатирико-философский роман Крылова «Почта духов» и полное собрание его басен.
Сергеев, И. В. Крылов : для ст. возраста / Сергеев Иван Владимирович ; [рис. Б. Шахова, оформ. С. Пожарского]. - М. : Детская литература, 1966. - 318 с.
Автор книги долгие годы занимался изучением жизни и творчества Крылова.
Книга – результат большой и вдохновенной работы автора. В поисках архивных материалов И.В. Сергеев побывал в Ленинграде, Калининграде, Ульяновске, Горьком, Куйбышеве и других городах, так или иначе связанных с жизнью Крылова.
Настоящее издание представляет собой повесть о жизни известнейшего баснописца Ивана Андреевича Крылова. Автор книги рассказывает о детстве, молодости писателя, годах его скитания и о зрелом возрасте. Живо и с любовью ведет свое повествование И.В. Сергеев. В книге прослеживается весь жизненный и творческий путь Крылова, рассказывается о его друзьях и врагах, о литературной борьбе того времени. Повествование разворачивается на широком историческом фоне.
Читая книгу вы услышите взволнованный рассказ о великом русском баснописце, чья слава еще при жизни его перелетела границы России.
Вы познакомитесь с Крыловым – публицистом, драматургом, издателем, узнаете историю создания многих его басен.
Гордин, А. М. Крылов в Петербурге / Гордин Аркадий Моисеевич. - Л. : Лениздат, 1969. - 330 с. с илл. - Библиогр. в примеч.: с 307—319. - Адресный указатель: с. 320—329.
Большая часть жизни И. А. Крылова прошла в Санкт-Петербурге. Приехав в столицу с семьей, потерявшей кормильца и находившейся в затруднительном положении, четырнадцатилетний юноша едва ли мог надеяться, что однажды здесь будет стоять памятник, посвященный ему, причем воздвигнутый на добровольные пожертвования жителей города - свидетельство народной любви и уважения к поэту. Таков итог его литературного пути, однако сам этот путь был полон неподдельного драматизма. Испытывая давление цензуры, оказываясь в опале, Крылов не раз думал оставить писательское поприще, но до конца жизни остался верен своей просветительской миссии. О том, как в перекрестья улиц и истории императорского Петербурга вплетена биография знаменитого баснописца, который обрел заслуженную славу одного из самых ярких поэтов и публицистов, рассказывает книга Аркадия Гордина.
Степанов, Н. Л. Крылов / Степанов Николай Леонидович. - М. : Молодая гвардия, 1963. - 320 с. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ. Сер. биогр., Вып.16/372). - Библиогр.: с. 318-319.
Иван Андреевич Крылов — русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов.
Жизнь талантливого писателя была непростой с самого рождения. В детстве Крылов пережил голод, а после смерти отца семья жила в абсолютной нищете.
Иван Андреевич не имел доступа к формальному и подробному образованию. В зрелом возрасте у него были проблемы с правописанием. Однако трудности только закалили его характер, и он смог проявить все свои таланты.
По воспоминаниям современников, Крылов был очень одаренным человеком. Помимо литературного таланта, он обладал хорошим слухом, был хорошим музыкантом и художником, и глубина его таланта повлияла на уважаемых художников.
Сегодня Ивана Андреевича помнят прежде всего, как поэта и писателя. Произведения, вышедшие из-под его пера почти два века назад, были включены в школьную программу и на них выросло не одно поколение советских и российских детей.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова и открытых интернет-источников.