22 января 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Большинство его произведений наполнено энтузиазмом революционной борьбы и радостью строительства новой жизни в стране. Для многих поколений читателей Гайдар стал любимым писателем детства.
А. П. Гайдар создал замечательные книги, в которых выступил художником редкого, исключительного дарования, открывшим неповторимый мир поэтических красок и образов, оригинальных средств и приемов. С помощью своих произведений он находил верный путь к сердцам детей и подростков. Отдел внестационарного обслуживания населения области предлагает читателям познакомиться с биографией и творчеством А.П. Гайдара.
Аркадий Петрович Голиков (будущий писатель Аркадий Гайдар) родился 22 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии в семье учителей. У Аркадия Голикова были теплые отношения с родителями. Мать по вечерам читала детям книги, отец часто рассказывал истории о жизни крепостных крестьян. В августе 1914 года началась Первая Мировая война, и Петра Голикова отправили на фронт. Сын так скучал, что даже попытался сбежать вслед за ним на войну. Его поймали недалеко от Нижнего Новгорода и отправили домой.
В сентябре Аркадий стал учеником Арзамасского реального училища. Легче всего Голикову давалась литература. Преподавателем словесности был Николай Соколов — позже он стал прототипом Галки из повести «Школа». Учитель подбирал для Аркадия Голикова книги по истории, отечественной и зарубежной литературе, а потом после уроков обсуждал с ним прочитанное.
В ноябре 1918 года в Арзамас приехало командование Восточного фронта. Военные начали обучать красноармейцев. Аркадий Голиков писал в своем дневнике: «Жизнь в Арзамасе очень оживилась, совсем не та атмосфера. Военное обучение понемногу налаживается. Прошли рассыпной строй — скоро к стрельбе». Училище будущий писатель забросил. В декабре 1918 года его назначили адъютантом в коммунистический батальон, а уже через несколько месяцев Голиков стал начальником команды связи.
В 1919 году пятнадцатилетнего бойца отправили в Киев на курсы красных командиров, однако обучение часто прерывалось: студенты отбивали атаки украинских атаманов. В августе начал наступление Симон Петлюра. Аркадий Голиков вспоминал: «Прошел 300 верст в составе арьергарда, прикрывавшего <…> отступление наших войск, и вышел к Гомелю с ротой курсантов в семнадцать человек из ста восьмидесяти». Отец будущего писателя в это время воевал на Восточном фронте против Александра Колчака, мать — вступила в Арзамасе в партию большевиков. В октябре 1920 года Аркадия Голикова посылают в Москву в Высшую стрелковую школу «Выстрел». Даже среди тщательно отобранных курсантов Аркадий сразу обращает на себя внимание своей незаурядностью.
Сперва Голикова зачисляют на отделение командиров рот. Вскоре, по решению мандатной комиссии, переводят на отделение командиров батальонов. Затем он уже числится «по тактическому отделению», где готовят командиров полков. И попадает «в лучшую 1/5 часть», которую «выпустили для замены старого комсостава… Вот почему я сижу сейчас в ЦК партии, - писал он отцу, - и жду окончательного назначения – я и еще пять товарищей краснокомов…». В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказе, потом в Средней части России: Воронеже, Нижнем Новгороде, участвовал в подавлении крестьянского восстания в Тамбовской губернии. Был дважды ранен.
В 1922 году семнадцатилетнего красноармейца отправили в Сибирь. Он стал командиром части особого назначения в Енисейской губернии по борьбе с бандитизмом. Аркадий Голиков применял жестокие методы, и на него жаловались местные жители. В 1922 году командира обвинили в злоупотреблении служебным положением и завели уголовное дело. Спустя два года его исключили из партии, лишили должности и отправили в длительный отпуск по нервной болезни. Оставив армию, Голиков начал писать рассказы. Сочинял для себя — так он переосмысливал Гражданскую войну.
В 1925 году Аркадий Голиков приехал в Ленинград и принес в редакцию журнала «Ковш» рукопись своей первой повести «В дни поражений и побед» о борьбе красной армии на Украине. Редактор Константин Федин по воспоминаниям писателя сказал: «Писать вы не умеете, но писать вы можете и писать будете». Они вместе отредактировали произведение, и Федин объяснил начинающему автору все ошибки. В этом же году повесть вышла в печать, однако тираж не был раскуплен. Тогда Аркадий Голиков решил писать для детей. В своей второй повести «Р.В.С.» он рассказывал о жизни ребенка в годы Гражданской войны. Произведение опубликовали в журнале «Звезда».
Чтобы научиться хорошо писать тексты, Аркадий Голиков решил поработать журналистом. В 1925 году он уехал в Пермь в редакцию местной газеты «Звезда». Там писатель каждую неделю публиковал фельетоны о жизни города: «Неуместная наивность», «Тихая обитель», «Остров вакханалии». Впервые Голиков подписался псевдонимом Гайдар, когда сдавал в печать рассказ «Угловой дом». Есть несколько версий о происхождении новой фамилии. Первая связана с хакасским словом «хайдар», что означало «куда». Когда писатель воевал в Сибири, он часто спрашивал у местных жителей дорогу. Вторая, что Гайдар — это аббревиатура фразы «Голиков Аркадий из Арзамаса».
В Перми литератор познакомился с журналисткой Лией Соломянской. В 1926 году ее перевели на краевое радио в Архангельск, и Голиков поехал на Север вместе с ней. Они поженились, и вскоре у супругов родился сын Тимур. Писатель много путешествовал: его часто отправляли в командировки, переводили из газеты в газету. В 1927 году Голиков работал в свердловской газете «Уральский рабочий», через год вернулся в Архангельск и писал очерки для издания «Правда Севера» и «Волна». Журналист Александр Семаков вспоминал: «Нас было в отделе несколько восемнадцати-двадцатилетних юнцов, только-только понюхавших газетного пороху, но уже всей душой преданных журналистике. Никакого писательского величия не было в Гайдаре, когда он беседовал с нами, — товарищ и товарищ, только немного постарше по годам и, видимо, много опытнее в жизни».
Работа газетчика давала то самое знание жизни, ради которого Голиков покинул Ленинград, а жанр фельетона помог установить прямой контакт с читателем. Случалось, по ходу дела, Аркадий Петрович рассказывал и о себе. О смешных и несмешных подробностях своей юности. Делился впечатлениями об увиденных фильмах и театральных постановках. Страницы фельетонов становились своеобразным его дневником, куда попало многое из того, к чему он потом уже никогда не возвращался.
В 1929 году Аркадий Голиков написал автобиографическую повесть «Школа». Главный герой — ученик арзамасской школы Борис Гориков стал большевиком и воевал за свои убеждения. Произведение было настолько популярно, что спустя год его переиздали в крупном издательстве ОГИЗ. Голиков говорил: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель — 10-15 лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его». Летом 1931 года писатель закончил повесть «Дальние страны» о жизни мальчиков на небольшой железнодорожной станции. Голиков описывал их игры и мечты о путешествиях. В 1931 году Соломянская и Голиков расходятся. Аркадий Голиков уезжает в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».
Он много ездил по Дальнему Востоку и писал в основном о сельском хозяйстве: о посевных, проблемах колхоза, новых удобрениях. Параллельно работал над повестью «Военная тайна». По сюжету, комсомолка Натка Шегалова мечтала стать капитаном корабля, но ее отправили вожатой в пионерский лагерь «Артек». Сначала ей не понравилась работа, однако потом героиня осознала ее значимость. Прототипом Альки, одного из пионеров отряда, стал сын писателя Тимур. Внутрь повести Голиков включил сказку о Мальчише-Кибальчише — юном герое, который сражается с «буржуинами». «Военную тайну» опубликовали в 1935 году. Спустя год в журнале «Пионер» вышел психологический рассказ «Голубая чашка» о взаимоотношениях внутри семьи, терпении и внимании друг к другу.
В середине 1938 года Голиков поселяется в городе Клин в доме Чернышовых: глава семейства имел частную сапожную мастерскую в Клину и небольшую фабрику в Москве. Голиков женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, которая стала его третьей женой, и удочеряет ребёнка супруги, девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда», написанной в Клину. Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Голикова выходит кинофильм «Тимур и его команда», рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков. Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных и трагических событий, поэтическая «атмосфера», доверительность и серьёзность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской чести», товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Голикову – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести - Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1938 году литератор написал повесть «Судьба барабанщика». В письме своему другу Сергею Розанову он сообщал: «Заканчиваю последние страницы повести <…> Работал крепко, кажется, выходит хорошо». Главным героем произведения стал мальчик Сергей, отца которого арестовали за растрату. Пионер случайно познакомился с белогвардейским шпионом и выполнял его поручения, однако вскоре раскаялся и вернулся к честной жизни. События книги чередуются с воспоминаниями Сергея об отце. В феврале 1939 года Голикова наградили орденом «Знак Почета» за «выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы».
В 1939 году в печать вышел рассказ «Чук и Гек» — новогодняя история о воссоединении семьи в Сибири.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Голиков отправился добровольцем на фронт. Он писал сводки для газеты «Комсомольская правда».
26 октября 1941 года Аркадий Голиков погиб недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области Украины. 5 партизан во главе с Голиковым двигались по направлению к новой базе партизанского отряда (несли продукты для бойцов); утром 26 октября 1941 года они остановились на привал рядом с железнодорожной насыпью в районе села Лепляво у железной дороги Канев — Золотоноша. Голиков взял ведро, чтобы набрать воды в колодце недалеко от железнодорожной насыпи.
На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: «Ребята, немцы!», — после чего был убит пулемётной очередью. Это спасло остальных — они успели уйти от засады. Возможно, что причиной гибели Голикова было предательство одного из местных жителей.
В 1947 году останки Голикова были перезахоронены в городе Каневе Черкасской области Украины.
С произведениями Аркадия Гайдара и книгами об авторе можно познакомиться в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова.
Гайдар, А. П. Чук и Гек : повести, рассказы : [для младшего и среднего школьного возраста] / Гайдар Аркадий Петрович, Мазурин Герман Алексеевич ; Аркадий Гайдар ; [худож.: Г. Мазурин]. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 189, [3] с. : ил. - (Внеклассное чтение). - ISBN 978-5-17-054591-9 (АСТ). - ISBN 978-5-271-21322-9 (Астрель).
В книгу вошли лучшие произведения Аркадия Гайдара (1904-1941) для детей: «Голубая чашка», «Четвертый блиндаж», «Чук и Гек» и «Тимур и его команда».
«Чук и Гек». История путешествия двух братьев и их мамы к отцу-геологу, который находится где-то далеко, в командировке, у Синих гор, в тайге. Чук – это Вова, а Гек – Сергей.
Несмотря на царящую на страницах зиму, рассказ вышел очень теплый, уютный и красивый. В нем прекрасно описаны природа, быт, животные, передана атмосфера путешествия. Верой в счастье, в счастливое будущее, пропитана и повесть Гайдара, советские люди, живущие на её страницах, нисколько не сомневаются, что у них есть светлое будущее. Произведение с хорошим юмором, интересным сюжетом и совсем ненавязчивой моралью.
«Голубая чашка». Удивительно теплый рассказ. Один беспечный день из жизни семьи. Маленькая Светлана и ее родители еще не знают, что пройдет несколько лет, и они будут согревать себя этими воспоминаниями в нелегкое военное время. Как бы не менялась политическая окраска жизни, а счастливое детство и душевные родители - это навсегда остается в сердце. Главная мысль рассказа состоит в том, что основа хороших семейных отношений – это доверие. Не стоит обижаться понапрасну, таить обиды, а лучше быть внимательным к членам своей семьи.
«Четвертый блиндаж» светлый, солнечный, добрый рассказ Аркадия Гайдара про детство. Главные его герои – трое верных друзей, Колька, Васька и Нюрка, ребятишки в возрасте 6-8 лет, живущие в небольшом подмосковном посёлке, по соседству с которым расположен военный артиллерийский полигон. Однажды летом все трое отправляются в лес за грибами и, незаметно для себя, забредают на специально выстроенный для артиллерийских стрельб городок-мишень, как раз в тот момент, когда по нему начинают стрелять доблестные советские артиллеристы. Гайдар, как это он умеет делать, отлично передал психологию детей. Читаешь и наслаждаешься их наивностью и открытостью. Написан рассказ простым языком.
Гайдар, А. П. Тимур и его команда : [рассказы и повести : для среднего школьного возраста] / Гайдар Аркадий Петрович, Мазурин Герман Алексеевич ; Аркадий Гайдар ; [предисл. Б. Камира] ; худож.: Г. Мазурин, В. Фекляев. - Москва : Астрель, 2012. - 317, [2] с. : ил. ; 21. - (Серия "Внеклассное чтение"). - ISBN 978-5-271-09815-4.
В книгу вошли наиболее известные произведения Гайдара: «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «На графских развалинах».
«Тимур и его команда». В книге рассказывается о том, как Тимур и его товарищи помогают старикам, одиноким мамам, оберегают сады от набегов мальчишек. Противоположностью команды Тимура является банда Квакина. Тимур - благородный, честный, изобретательный, готов прийти на помощь любому.
Эта поучительная книга учит добру, целеустремленности, пониманию, взаимопомощи, сплочённости, помощи ближнему, честности.
«На графских развалинах». Небольшая, динамичная повесть про спрятанные сокровища, таинственных незнакомцев, про дружбу и взаимовыручку. Событий много, но читатель не успеет заскучать, столь стремительно развивается эта история. При этом помимо приключенческой составляющей, есть и драматические моменты: и беспризорный мальчик, потерявший свою семью, вынужденный связаться с преступниками, но сбежавший от них, и даже история собаки, которую хотят пустить на «мыло» за нападение на чужих кур. Это хорошая детская авантюрная повесть, в которой перемешиваются реальная жизнь с тайнами, кладами, графами и негодяями, а впереди - счастливый конец.
Гайдар, А. П. Школа ; Судьба барабанщика : [повести] / Гайдар Аркадий Петрович ; Аркадий Гайдар. - Москва : Мир книги : Литература, 2008. - 270, [11] с. ; 21 см. - (Классика приключенческого романа). - ISBN 978-5-486-01942-5 (В пер.)
В данном томе представлены две повести Гайдара: «Школа» и «Судьба барабанщика».
Повесть «Школа» является автобиографической. Об этом говорит и тот факт, что первоначальное ее название – «Обыкновенная биография».
Действие повести «Школа» разворачивается в период с примерно 1916-го года по середину 1919-го, охватывая последние годы Первой мировой войны, Февральскую и Октябрьскую революцию и первые годы Гражданской войны. Главный ее герой - ученик арзамасского реального училища Боря Гориков, сын расстрелянного за дезертирство солдата царской армии, летом 1917-го года сбегает из дома, активно участвует в революционных событиях на стороне партии большевиков, а с началом Гражданской присоединяется к партизанскому отряду Красной Армии, воюющему против белых на южных фронтах этой войны. Все эти потрясения не только задевают, но и увлекают пятнадцатилетнего юношу в свой водоворот. Главное в книге – как взрослеет главный герой. По своей наивности, горячности, неопытности он много наломал дров, а его просчёты и ошибки дорого обошлись близким людям. Однако его честность, искренность подкупают, несмотря на его легкомыслие.
В «Судьбе барабанщика» рассказывается о мальчике, волею судьбы оставшегося без родителей и попавшего под влияние посторонних людей. В центре сюжета - мальчик-подросток по имени Сережа, жизнь которого складывается не лучшим образом. Его отца посадили в тюрьму, а мачеха решила поехать отдохнуть, оставив пасынка совсем одного хозяйничать в квартире. Но главный герой оказался морально не готов к самостоятельному ведению домашнего хозяйства. Из-за собственный несмышлености и откровенной глупости, он попадается на удочку аферистов. После такого рокового поворота, за дальнейшую судьбу мальчика становится как-то очень тревожно. И эта тревога не отпускает ни на минуту уже до самого окончания повести. Повесть очень увлекательна, в ней ярко выраженная приключенческая и детективная линия. Но самое главное, что и выделяет произведения Гайдара – книга написана очень живо и захватывающе, поэтому читается на одном дыхании.
Камов, Б. Н. А.П. Гайдар: Грани личности. Принципы творчества / Камов Борис Николаевич. - М. : Советская Россия, 1979. - 168 с.
Книга рассказывает о жизни и творчестве Аркадия Петровича Гайдара. Наука и психология утверждают, что формирование основных черт личности завершается к пяти годам. Если это верно, то в нетерпеливом реалисте с дерзким взглядом уже были заложены способности крупного военного деятеля, журналиста, писателя и выдающегося педагога. Все эти свойства натуры только ждали своего часа для стремительного развития.
Камов, Б. Н. Партизанской тропой Гайдара : рассказ-поиск / Камов Борис Николаевич ; [оформ. В.В. Лазурского]. - Изд. 3-е, доп. - М. : Детская литература, 1973. - 275 с. : фотоил.
Эта книга об А.П. Гайдаре - замечательном писателе, человеке с удивительной биографией. Вы познакомитесь с историей создания некоторых его книг, узнаете, как складывался их замысел, как писались хорошо знакомые нам повести, рассказы, очерки. Вы прочтете о важнейших событиях последних 127 дней жизни Гайдара - военного корреспондента "Комсомольской правды" и пулеметчика партизанского отряда.
«Эта книга — про Аркадия Петровича на войне. А называется она так, потому, что шел я по его следам. Шел, как бывший мальчишка, шел, как бывший тимуровец, шел по отзвукам полузабытых легенд, чтобы знать, как все было на самом деле.
Я побывал в Лепляве и Озерище, Хоцках и Калеберде, Гельмязеве и Калениках, на Германовом хуторе и хуторе Малинивщина. (Названия этих сел можно отыскать только на очень подробной карте, но они будут часто встречаться в книге.)
Летал и ездил в Канев и Киев, Золотоношу и Черкассы, Гайсин и Львов, Харьков и Днепропетровск, в Ленинград и в далекий Уяр Красноярского края.
Это были тоже тропы Гайдара, потому что я искал и находил боевых его товарищей и еще потому, что след – он остается не только на земле, он остается в памяти, он остается в сердце. А Гайдара помнили все, кто видел его хотя бы однажды», - писал Б.Н. Камов.
Камов, Б. Н. Сумка Гайдара / Камов Борис Николаевич. - 1982.
Повесть-поиск продолжает и дополняет уже известную книгу «Партизанской тропой Гайдара».
Эта повесть о солдатском и писательском подвиге А.П. Гайдара в 1941 году на фронте и в партизанском отряде; о поиске его сумки с рукописями и дневниками, которая пропала после его гибели; о боевых товарищах писателя. В ней рассказано о том, как автор на протяжении многих лет искал пропавшую сумку Аркадия Петровича.
В повести «Сумка Гайдара» Аркадий Петрович предстает как опытный солдат, как мудрый друг, умеющий ободрить, сказать в трудную минуту нужное мужественное слово. Мы видим Гайдара в книге глазами множества людей, в памяти которых он жил и живет до сих пор.
Камов, Б. К. Обыкновенная биография. (Аркадий Гайдар) / Камов Борис Калманович. - 1971.
Книга Б.Н. Камова рассказывает о жизни и творчестве Аркадия Гайдара. В работе впервые приведены сведения и факты, о которых в прежние годы невозможно было рассказать.
У Гайдара была непростая жизнь. Он дружил с военными, которых потом почти всех уничтожили как врагов народа. Он был тяжело болен, и об этом Камов пишет открыто.
Вообще в биографии писателя слишком много испытаний для одной жизни и психики отдельно взятого человека. Фактически с детства принимая участие в вооруженной борьбе, он сумел сохранить в себе детскую непосредственность и романтику, а главное – перенести их в свои книги, по которым многие поколения детей учились добру, честности и справедливости.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова и открытых интернет-источников.