Отдел внестационарного обслуживания населения области продолжает цикл виртуальных обзоров, посвященных великим педагогам и мыслителям, юбилеи которых состоятся в 2023 году. В данной статье предлагаем читателям познакомиться с врачом, педагогом, писателем, публицистом и общественным деятелем Янушем Корчаком.
Когда об одном человеке говорят, что он детский доктор, писатель, общественный деятель, ученый, публицист, воспитатель и борец за права детей, подчеркивая такие черты характера как пылкость, неутомимость, смелость, то можно не сомневаться, что мы имеем дело с необычайно всесторонней личностью. Всю свою жизнь он посвятил детям-сиротам, к которым относился с огромной любовью и заботой. Он написал два десятка книг по теории и практике педагогической науки, постоянно изучал мир детей, стал первым, кто заговорил о защите их прав и диагностике воспитания.
«Вы говорите:
- Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
- Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.» (Януш Корчак).
Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 года в семье известного варшавского адвоката и получил воспитание, основанное на прогрессивных традициях польской культуры. Детство Януша было омрачено болезнью и ранней смертью отца. Эти испытания так пошатнули материальное положение семьи, что он уже в 14 лет начал подрабатывать репетиторством. Работа с детьми пробудила у него глубокий интерес к внутреннему миру ребенка, заставила размышлять об условиях жизни детей, о воспитании.
«Ребенок – это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание», - писал Януш Корчак.
После окончания гимназии юноша решает стать детским врачом. Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, он продолжает много времени уделять детям: ведет преподавательскую деятельность, работает в созданных общественностью бесплатных читальнях. Став врачом, Януш начинает трудиться в больнице для детей бедняков. Там он проработал 7 лет и вот что беспокоило молодого доктора: «Понимаю сейчас, почему у детей землистый цвет лица, гноящиеся глаза, кривые ноги, почему из десятерых выживают четверо. Не понимаю только, как эти четверо выживают и находят силы трудиться. Как помочь сиротам, бездомным детям, которых так много в городе, которые неизвестно, где живут, с кем дружат и как растут».
«Старые врачи неохотно утруждают себя ночью, а уж тем более ради бедноты – вот я, молодой, и должен спешить на помощь», - писал Януш Корчак.
В 1912 году Януш Корчак возглавил Дом сирот, который открылся в 1911 году в Варшаве и просуществовал тридцать лет.
«Год строительства Дома сирот был знаменательным годом. Никогда я не понимал так хорошо красоты труда и реального действия. Сегодняшний квадратик на плане, то есть на бумаге, преображался завтра в зал, комнату, коридор. Я, привыкший к спорам о взглядах, принципах, убеждениях, теперь присутствовал на стройке! Каждое принятое сходу решение подхватывалось рабочим и воплощалось навечно. Каждую идею нужно было оценить и рассчитать с точки зрения затрат, возможностей, целесообразности. И мне кажется, что воспитатель – недоучка, если он не знает, что из дерева, железа, картона соломы, проволоки можно изготовить десятки предметов, которые облегчают, упрощают работу, экономят драгоценное время и мысль. Полочка, табличка, вбитый в соответствующем месте гвоздь разрешают многие острые проблемы…», - писал Януш Корчак.
Дом сирот содержался на благотворительные средства. Иначе и быть не могло в старой Польше. Но Корчак, как влиятельный член правления общества, добился, чтобы никто не вмешивался в распорядок и жизнь детей в доме. Игорь Неверли рассказывает, что, когда богатые члены общества хотели посетить дом, Корчак требовал, чтобы они приходили туда пешком, оставив за углом улицы свои роскошные автомобили, чтобы не смущать детей-сирот видом своего богатства.
О том, каким учителем был Корчак, говорят его нововведения. Он отменил строго установленные места за партами, дети сидели «кто с кем хочет». На уроках было разрешено ходить по классу, даже полежать на специально отведенных местах, негромко переговариваться. Если ученик младших классов засыпал на занятиях, то никто из преподавателей и не думал делать ему внушение – это рассматривалось как свидетельство либо недомогания учащегося, либо скуки урока.
Корчак отменил перемены – дети в любой момент могли выйти из класса, даже пойти во двор. Большую перемену мог объявить учитель, если утомился. Корчак отменил отметки. За выполненную работу ученикам начислялись очки – этого было достаточно для оценки знаний. Директор данного учреждения был убежденным противником отрицательных отметок. «Полученная в понедельник двойка похожа на большую надоедливую муху или кляксу на промокашке. Как муха, она жужжит и плачет в каждой мысли, при любом деле и, как клякса, разливается и разрастается на всю неделю», - говорил Януш Корчак. Удивительный факт: уже к концу первого года обучения дети Дома сирот показывали результаты лучше, чем ученики других, обычных школ.
Интересными были и методы работы Корчака в воспитательной работе с детьми. Самым большим наказанием считалась ситуация, при которой педагог отказывался разговаривать с провинившимся ребенком.
«Я, например, если рассержусь на мальчишку (потому что обязан), тут же заявляю: «Сержусь на тебя до обеда или ужина». Или, если чересчур разозлюсь: «До завтрашнего дня». И не разговариваю!», - вспоминал Януш Корчак.
Януш Корчак учил не только детей, но и учителей. Он преподавал педагогику в двух высших учебных заведениях. Он учил также и родителей – своими радиопередачами «Беседы старого доктора», которые пользовались в Польше невероятным успехом, и книгами, в которых излагал свои педагогические взгляды. Корчак писал первую свою книгу «Как любить детей» в минуты фронтового затишья. Шла Первая мировая война, а автор книги писал о недопустимости насилия по отношению к детям. «Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно, ненадежно».
«Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»
«Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств…» (Януш Корчак).
Когда началась вторая мировая война, Януш Корчак, человек одной из самых мирных профессий, надел форму офицера, считая своим долгом вместе со всей страной встать на борьбу с фашизмом. Он продолжал ходить в офицерской форме даже тогда, когда в Варшаву вошли гитлеровцы, сразу начавшие свои кровавые бесчинства. В Доме сирот его стараниями продолжалась как бы прежняя жизнь: дети учились, трудились, собирались органы самоуправления, устраивались веселые вечера, ставились спектакли. Руководитель Дома ежедневно ходил по все более пустеющему городу, выпрашивая везде, где было можно, средства для содержания детей. Но фашистские палачи занесли руку и над мирным учреждением. Друзья Корчака, стремившиеся спасти его от гибели, добыли для него соответствующие документы, но он отказался их принять, т.к. не мог и не хотел спасать одного себя. «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» (Януш Корчак).
Погиб этот замечательный человек в начале августа 1942 года, когда Варшава была уже давно занята фашистами. Дома сирот на Крохмальной улице больше не существовало. По приказу немецких властей детей перевели в гетто. Все туже стягивалось кольцо неизбежной беды. Но Януш Корчак не терял бодрости, ухаживал за больными ребятами, рассказывал сказки. Он даже сохранил свой всегдашний юмор. Поливая в последний раз цветы на подоконнике в доме, где теперь жили дети, он смотрит вниз на стражника с ружьем, который уже приставлен к дому. «Моя лысина в окне – такая хорошая цель», - записывает он в своем дневнике. Ему хочется думать, что стражник не знает, для чего он здесь поставлен, что он не виноват, - так велика была вера Корчака в человека. «Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Или дружески помахал ему рукой?..». Но страшное дело свершилось – на следующий день дом был окружен фашистами. Детей было приказано приготовить к отъезду. Они не понимали, что их ждет, Корчак сказал им, что они поедут в деревню. Он дал им спокойно доесть свой завтрак, одеться, помогал малышам, вывел их из дома, построил в пары. «Доктор Гольдшмит может остаться», - сказали ему в последний момент. «Как я могу отпустить моих сирот с вами? – ответил он. – Я пойду с ними!» И пошел с детьми по улицам Варшавы на вокзал, где их ожидал поезд, отправлявшийся в фашистский лагерь уничтожения – Треблинку.
И еще раз, когда дети были уже в вагоне, ему дали возможность спасти свою жизнь. Комендант поезда, узнав, что с детьми едет Януш Корчак, вспомнил, что в детстве он читал книги этого автора, и они ему нравились.
– Выходите из вагона, вы можете остаться, – сказал он.
– А дети?
– Дети поедут…
– Ошибаетесь… Не все негодяи!.. – сказал Корчак.
И поехал с детьми в Треблинку – на смерть.
Настоящий человек умирает достойно. Так погиб и великий педагог, погиб страшной смертью вместе с детьми, которых любил и предать которых не мог, приняв смерть в газовых камерах вместе с ними.
Когда его спросили, почему он посвятил детям всю жизнь, от многого отказавшись, тот удивил ответом: «Лжет тот, кто говорит, что жертвует собой для кого-то и для чего-то. Один любит карты, другой женщин, один не пропускает скачек, а я люблю детей. Я совсем не жертвую собой, я это делаю не для них, но для себя».
Главная установка педагогической системы Корчака предполагала воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами. В Доме сирот действовала система самоуправления, способствующая самовоспитанию, развитию самостоятельности и справедливости. Роль воспитателя в самоуправлении – роль помощника. В стенах этого заведения существовало детское государство. Наряду с педагогическим советом действовали Совет детского самоуправления, разного рода комиссии и министерства, выходила в свет детская газета, был избран и время от времени собирался на свои заседания Товарищеский суд, для которого Корчак составил Кодекс, во вступлении к которому он писал: «Суд не есть справедливость и правда, но он - стремление к справедливости и правде». В суде дети могли жаловаться как друг на друга, так и на взрослых. Соблюдалась свобода высказывания, свобода выбора судей, которыми были дети. Воспитатель же выступал в роли секретаря. Януш Корчак был первым педагогом, который дал право детям критиковать взрослых.
Самоуправлением реформы Януша Корчака не ограничились. Была введена широкая система мелких стимулов самовоспитания. Это списки раннего вставания, списки драк, нотариальная контора, списки благодарностей и извинений, почтовые ящики, шкаф находок.
Труд также занимал важное место в системе воспитания. Дети работали, они выбирали себе занятие на определенное время и работали в разных местах Дома сирот. Их обязанностью было поддерживать чистоту в комнатах, в коридорах и на подворье, подметать и мыть полы, чистить мебель, помогать на кухне, в библиотеке, в переплетной, столярной и швейной мастерских. За хорошую работу дежурный награждался – он получал красивую открытку с автографом Корчака. Были и специальные дежурства – оплачиваемые. Педагог считал, что у ребенка должны быть свои заработанные деньги. «Мы должны научить ребенка понимать, что такое деньги и заработная плата, чтобы он мог знать, что такое независимость, которую дает заработок. Он должен знать, когда деньги творят добро, а когда приносят зло, когда дают независимость, а когда отнимают разум. Пусть он их проиграет, потеряет, пусть у него их украдут. Но пусть он их заработает, тогда узнает им цену», - говорил Януш Корчак.
В Доме сирот Корчак создал стройную систему самоуправления, которая содержала в себе богатый запас воспитательных средств, стимулирующих и развивающих у детей активность и самостоятельность. Его оригинальная система самоуправления во многом не утратила своей ценности и в настоящее время.
Предлагаем вашему вниманию произведения Януша Корчака и книги о нем, которые вы можете почитать в Псковской областной универсальной научной библиотеке им. В.Я. Курбатова.
Корчак, Я. Король Матиуш первый : [повесть-сказка] / Корчак Януш ; Януш Корчак ; [пер. с пол. Н. Подольской]. - Москва : АСТ ; Екатеринбург : У-Фактория, 2010. - 285, [1] с. : ил. - (Внеклассное чтение). - ISBN 978-5-17-062083-8 (АСТ). - ISBN 978-5-9757-0504-4 (У-Фактория).
Эта книга о ребёнке, который познаёт окружающий мир, и прежде всего, мир общественных и межличностных отношений. Она о добре и зле, о дружбе и предательстве. Она о том, что даже имея почти неограниченную власть в государстве и стремясь принести пользу своим подданным, можно совершить ошибки, которые потом трудно исправить. И для того, чтобы принести людям пользу, нужно сначала много узнать и многому научиться. Юный читатель познакомится в ней с такими явлениями как власть, дипломатия, разведка, война, экономика и т. д., узнает, какие бывают человеческие характеры, увидит, что доброты, смелости и чувства справедливости недостаточно для того, чтобы выжить и добиться поставленных целей. И почему не следует игнорировать то, о чем говорят взрослые, и о том, что даже взрослые знают не всё… В целом, книга очень интересная и полезная, причём не только для детей.
Корчак, Я. Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : повести-сказки / Корчак Януш ; Януш Корчак ; [пер. с пол. Н. Подольской]. - Москва : АСТ ; Екатеринбург : У-Фактория, 2010. - 509 с. - ISBN 978-5-17-062080-7 (АСТ). - ISBN 978-5-9757-0505-1 (У-Фактория).
Книга «Король Матиуш Первый» и продолжение истории «Король Матиуш на необитаемом острове» - это рассказ о мальчике, рано потерявшем своих царственных родителей и вынужденного занять трон. Добрый, честный, благородный Матиуш хотел сделать жизнь людей в своём королевстве лучше. Но не имея опыта в управлении государством, Матиуш столкнулся с проблемами, решить которые он был не в силах. В стране случился переворот, и юного короля лишили власти. Более того, его предали суду и сослали на необитаемый остров… Как сложится дальнейшая жизнь Матиуша — доброго, честного, благородного мальчика, сколько ещё тягот, лишений и бед предстоит вынести ему, кем вернётся он в свою страну - победителем или побеждённым, можно узнать в этой книге. Эта познавательная и душевная сказка о прощении и великодушии.
Корчак, Я. Воспитание личности : Кн. для учителя : Перевод / Корчак Януш ; Я. Корчак; Сост., авт. вступ. ст. и коммент. В. Ф. Кочнов. - М. : Просвещение, 1992. - 287, 1 с. - ISBN 5-09-003083-9.
Сборник «Воспитание личности» ставит своей целью не только познакомить читателя с педагогическими взглядами Януша Корчака, но и способствовать перестройке общества – освободить воспитание от лжи, суеты, безнравственности, от привычных стандартов и схем, делавших его пресным, серым одномерным. Корчак стремится вовлечь нас в поиск скрытых связей между воспитанием детей и судьбой нашего будущего, между детством и зрелым возрастом, привлечь внимание к сложности, противоречивости воспитания человеческой личности.
Произведения сборника объединяет общая сквозная мысль: в чем смысл жизни и почему так труден путь становления личности? Что же нужно узнать о ребенке, чтобы воспитать в нем личность? В каких условиях эта личность рождается? Корчак показывает, что у нее, как у реки, есть свои истоки. Он рассказывает о врожденном интеллекте у детей, о свойствах раскрытия характера в процессе воспитания и самовоспитания, о кризисных моментах развития ребенка и благотворном влиянии на него чуткого воспитателя.
«Практика – моя жизнь», – постоянно говорил Корчак. Поэтому так интересны произведения о буднях его воспитательной работы.
Корчак, Я. Как любить ребенка? : кн. о воспитании : [пер. с пол.] / Корчак Януш. - М. : Издательство политической литературы, 1990. - 493 с. : ил. - ISBN 5-250-01105-5.
В книге представлены работы выдающегося польского педагога-гуманиста и писателя Януша Корчака. В основу своей педагогики он положил чудесный сплав любви и уважения к ребенку и светлую мечту о мире, где дети будут избавлены от всего, что их унижает, где их счастье будет обусловлено счастьем и свободой всего народа.
Удивительное творение гениального учителя Януша Корчака затрагивает порой неведомые струны человеческой души. Автор смог увидеть и понять душу ребенка и проникнуть в мозг и сердца родителей. Эта книга – размышление о том, кто такой ребенок, каковы его права в этом мире, и вообще, как и чем он живет в мире взрослых. Автор тонко чувствует все особенности детской души, мудро подмечает мотивы порой непонятных другим детских поступков.
Корчак, Я. Когда я снова стану маленьким / Корчак Януш. - 1964.
Читая эту книгу, как будто совершаешь путешествие вместе с героем. Все детские чувства описаны тонко и точно. Книга позволяет взрослым своими глазами из детства посмотреть на своего ребенка и переосмыслить свое отношение и требования к маленькому человеку. Детский мир – мир гениев, рожденных для созидания. Этот мир прекрасен, но хрупок, потому что доверчив и неопытен. И нередко, не задумываясь, взрослые калечат мир детей категоричными замечаниями, несправедливыми сравнениями, да и просто равнодушным отношением. Важно помнить о том, что вторжение в этот мир должно быть очень деликатным, а общение с детьми – уважительным. Читая книгу автора, мы окунаемся в светлую и бескорыстную, искреннюю и яркую радость жизни.
Корчак, Я. Несерьезная педагогика : [16+] / Корчак Януш, Адельгейм Ирина Евгеньевна ; Януш Корчак ; [перевод с польского Ирины Адельгейм]. - [2-е изд.]. - Москва : Самокат, 2015. - 256 с. ; 20. - (Самокат для родителей). - ISBN 978-5-91759-443-9.
Книга об уважении к внутреннему миру ребёнка и удивительно простых правилах воспитания. В ней описано душевное внимание и бережное отношение к детям, которого многим из нас не хватает. В книге много вдохновения и атмосферы детства. Здесь только замечательные наблюдения, размышления, а самое главное - тёплое отношение и любовь к людям. Книга, написана простым и доступным языком и поможет по-другому взглянуть на своего или чужого ребёнка, увидеть в нем его живую душу и получить удовольствие от общения.
Корчак, Я. Как любить детей / Корчак Януш. - 1980.
Как любить детей? Это большая и сложная педагогическая проблема. Это великое искусство, которым должен владеть каждый, кто соприкасается с детьми: отец, мать, воспитатель, учитель, врач… Самым трудным в этом искусстве является разумная мера любви и добра, ее воспитательная оправданность. Книга автора начинается с вопроса «Как, когда, сколько и почему?» надо любить детей. В книге он раскрывает свои взгляды на мир детства, отношение взрослых к детям, убеждает в необходимости глубокого изучения личности каждого ребенка и создания ему соответствующих условий, чтобы он мог раскрыть то хорошее, что дала ему природа.
Как тонкий психолог и педагог-исследователь, Корчак точно подмечает ошибки взрослых в воспитании детей. По его убеждению, «…никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения».
Книга наполнена бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями.
Корчак, Я. Избранные педагогические произведения : Пер. с пол. / Корчак Януш. - М. : Педагогика, 1979.
В книге представлены избранные сочинения о воспитании детей.
В известных читателю работах «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение», «Воспитательные моменты» и др., включенных в данную книгу, сформулированы основные положения новаторской педагогики автора, получившей название «педагогика сердца».
Все произведения этого замечательного педагога-мыслителя обладают одним удивительным свойством. В своих работах Корчак не даёт готовых ответов, а заставляет читателя задуматься, читать между строк, самому, вместе с автором погружаться в размышления, поэтому, прочитав его произведение, написанное в увлекательном художественном стиле, читатель сразу же испытывает желание перечесть его ещё раз, и всякий раз откроет для себя что-то новое.
Информация для данной статьи взята из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.