Отдел внестационарного обслуживания населения области продолжает цикл виртуальных обзоров, посвященных великим педагогам и мыслителям, юбилеи которых состоятся в 2023 году. В рамках текущего тематического года хотим познакомить читателей с известным русским и советским педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по вопросам воспитания С.Т. Шацким.
Станислав Теофилович внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны некоторые методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Он прошел неповторимый путь в педагогике, идя от интересов и потребностей ребенка, имея его постоянным и генеральным ориентиром в решении всех проблем, создал оригинальную новаторскую концепцию, идеи которой все более будут востребоваться по мере демократизации и гуманизации общества.
С.Т. Шацкий родился 1 июня 1878 года в Смоленске в семье мелкого военного чиновника. Семья была большая, поэтому постоянно испытывала недостаток средств, режим в семье был довольно строгий.
После того, как родители переехали в Москву, Шацкий поступил в 6-ю московскую гимназию. Годы обучения в школе оставили в душе юноши немало тяжелых впечатлений. Отрицательные стороны системы преподавания в гимназии явились для Шацкого толчком, побудившим у него стремление к творческой педагогической деятельности.
С юных лет Станислав увлекался музыкой. Он обладал хорошим голосом, научился играть на фортепиано. Будучи студентом, он учился в Московской консерваторию, где обучался пению. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В консерватории он знакомится со своей будущей супругой В.Н. Демьяновой, окончившей ее с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное – педагогика.С.Т. Шацкий начал свою общественно-педагогическую работу в 1905 году, в период первой русской революции. Педагогическое дело, начатое Шацким, носило общественный характер и имело своей задачей провести в жизнь трудовое воспитание, детское самоуправление и удовлетворение детских интересов, которые не только не встречали какого-либо отклика в старой школе, но, как правило, подавлялись. Он всегда ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность. «Пусть, - говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась. Без этого все мертво...». Теория и практика были для него едины, и это он доказывал всей своей жизнью.
Стремление к педагогической деятельности и начало ее вызваны размышлениями молодого Шацкого об отрицательных сторонах учения в старой дореволюционной школе, которые он испытал на себе, размышлениями о том, что «так не надо ни учиться, ни учить». Поиски новых путей, личный опыт работы с детьми привели его «к взгляду на педагогическое дело, как на организацию детской жизни». Если педагог хочет успешно воспитывать детей, он должен уметь организовывать их жизнь, а это, в свою очередь, означает организацию их деятельности.
Основным началом организации деятельности детей Шацкий считал физический труд. «Отнимая физический труд от ребенка, мы лишаем его могучего жизненного приспособления». Иначе говоря — нарушаем процесс его нормального развития. С этой точки зрения становится понятной и логически оправданной вся последующая педагогическая деятельность Станислава Теофиловича, нашедшая свое практическое выражение в организации клубов для детей, летних колоний, школ-колоний, детских садов, где основой была трудовая деятельность детей в разных ее проявлениях.
По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого в 1906 году было создано общество, которое по предложению Зеленко, познакомившегося во время своего путешествия с культурно-просветительной работой за границей, получило название «Сетлемент» - так назывались культурные поселения интеллигенции среди беднейших слоев населения. Хотя кружок педагогов, группировавшихся вокруг Зеленко и Шацкого, всячески сторонился политики и вел свою культурно-воспитательную работу в отрыве от политической борьбы, в 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто постановлением московской администрации за пропаганду социализма среди детей.
Только в феврале 1909 года Шацкий добился разрешения открыть общество под новым названием «Детский труд и отдых». Снова дети и подростки заполнили многочисленные комнаты своего дома в Вадковском переулке, где начали работать детские клубы и детский сад. Была открыта экспериментальная начальная школа, в которой группа сотрудников попыталась по-новому поставить учебные занятия в рамках обычной школьной программы, применив усовершенствованные методы преподавания и оживив школьную атмосферу.
«Экспериментальная педагогика толкает нас на изучение и наблюдение над детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка. В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания». С.Т. Шацкий
В 1911 году Шацкому удалось получить подходящий участок земли в Калужской губернии и возвести необходимые постройки для создания летней трудовой колонии. Он стремился создать условия для организации дружного детского коллектива, для привития детям навыков общественной жизни, для развития творческих способностей детей. Основой жизни детей в колонии был физический труд: дети вместе с сотрудниками выполняли работы по приготовлению пищи, по самообслуживанию, по благоустройству колонии. Они трудились на огороде, в саду, в поле, на лугу, на скотном дворе, подростки учились работать на сельскохозяйственных машинах.
«Наша колония, - говорилось в одной статье Шацкого, помещенной в рукописном журнале колонии, это место, где мы все устраиваем кругом себя хорошую жизнь, и чем дальше, тем лучше… Это – место, где мы работаем, один на всех и все на одного, где дети могут стать хозяевами, с достоинством отвечая за все, что ими сделано, как люди, которые достаточно поработали. Наша колония должна быть местом радостной, дружной трудовой жизни»(С.Т. Шацкий).
В 1919 году он создаёт в Калужской губернии Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до её закрытия в 1932 году. В ней было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь», бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий педагогический опыт школ. Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников.
«Экспериментальная педагогика толкает нас на изучение и наблюдение над детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка. В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания» (Из педагогических сочинений С.Т. Шацкого).
Вдохновляющим примером верности своим педагогическим и жизненным идеалам, глубокого знания и творческого подхода к педагогическому процессу может служить его деятельность на посту директора Московской консерватории. Впервые при консерватории по его инициативе была открыта Школа высшего художественного мастерства для талантливых исполнителей. Но предметом главного его интереса оставалось развитие творческих способностей детей. С этой целью им была создана Особая детская группа для одаренных детей, которая уже после его смерти была преобразована в Центральную музыкальную школу.
Будучи под влиянием идей свободного воспитания, первоначально С.Т. Шацкий не ставил никаких воспитательных задач. Педагог утверждал, что существуют два глубоко укоренившихся недостатка: идея необходимости подготовки детей к будущей жизни, деятельности и вера в непреложность существования законченного цикла знаний, строго определенного для каждой возрастной ступени жизни человека. Рождается принципиально новый лозунг: «Вернуть детям детство!», который можно назвать целью педагогической работы в начальный период.
«Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей» (Из педагогических сочинений С.Т. Шацкого).
Основополагающей в концепции Шацкого выступает идея народности, которая выполняет многоцелевую функцию: она определила развитие его основных теоретических и практических позиций; она естественно «привела» его к идее трудовой школы; она выполняет системную функцию в его концепции.
«Причина наших ошибок и нашей нетактичности заключается в том, что мы не понимаем смысла детской работы. А для ребенка, чем он меньше, тем более его работа, рисунок, движение есть игра, в которую он должен играть; есть символ, в котором он видит целую цепь своих, сначала туманных, а после все более и более проясняющихся впечатлений» (С.Т. Шацкий).
С.Т. Шацкий исповедовал принцип ненасилия в педагогике, который он стал проводить с первых шагов своей работы. «Дети верят нашим угрозам всерьез, и это наполняет душу ребенка такими настроениями, которые в дальнейшем будут мешать ему жить и работать, которые сделают его нерешительным, робким и неуверенным в своих силах. Казалось, нужно было бы поступать совершенно наоборот: приучать к темной комнате, внушать ребенку, что никакой чужой дядя не может быть страшен, приучать его к тому, что вообще ничего страшного нет» (С.Т. Шацкий).
«Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми» (С.Т. Шацкий).
Главная задача школы – создание благоприятной среды для каждого ребенка, единственное назначение школы и учителя – «организовывать разнообразную деятельность детей, все время их изучая. Она должна содействовать явлениям роста, индивидуального и группового, детей в специально организованных формах». Педагог видит главное условие реализации идеи трудовой школы в ее широкой связи с жизнью. Именно в этот период возникает системная связь основных элементов его концепции: народность – открытость – трудовая школа – связь с жизнью, что рождает новые идеи и принципы.
«Часто бывает, что случайные посетители детских учреждений считают себя вправе помогать детям, давать советы или даже самим делать за них — пилить, клеить, поднимать тяжелые вещи и т. д. Они проявляют ту воспитательную торопливость, которая свойственна всем нам, соединенную с очень малой сознательностью, своего рода манию воспитания» (С.Т. Шацкий).
С.Т. Шацкий развивал свою педагогическую логику: «Школа, организующая детскую жизнь, должна заняться изучением элементов (деятельностей), из которых эта жизнь складывается. Чтобы разрешить такую задачу, придется опираться на факты детской жизни, как она протекает в естественных условиях среды. А отсюда является связь школы с изучением среды, без чего мы не можем понять детской жизни». Таким образом, он предлагал один из самых сложных, но эффективных вариантов изучения детской жизни – в ее естественных проявлениях.
Идеал С.Т. Шацкого – яркая, всесторонне развитая личность, развивающая свои способности в деятельности и общении. Сам педагог являл собой такую личность. Он прошел неповторимый путь в педагогике, ушел от крайностей и гипертрофирования каких-то идей и принципов, ставя во главу угла интересы и потребности ребенка.
Известный педагог говорил: «Мы живем в изумительную эпоху социального творчества. Жить и работать в эту эпоху — величайшее счастье». Пожалуй, это был лейтмотив всей его жизни и деятельности.
Основные его труды собраны в двух книгах: «Годы исканий» и «Бодрая жизнь». Эти названия символичны и как бы определяют содержание всей жизни Станислава Теофиловича.
В фонде Псковской областной универсальной библиотеки им. В.Я. Курбатова можно познакомиться с педагогическими сочинениями С.Т. Шацкого.
Шацкий, С. Т.Педагогические сочинения. Т. 1 / Шацкий Станислав Теофилович ; АПН; Под ред. Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой, И. А. Каирова. - М. : АПН РСФСР, 1962. - 502 с. - Имен. указ.: с. 501-502. - Темат. указ.: с. 497-500.
Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения / Шацкий Станислав Теофилович. - 1964.
Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения. Т. 3 / Шацкий Станислав Теофилович ; АПН; Под ред. Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой, И. А. Каирова. - М. : Просвещение, 1964. - 490 с. - Имен. указ.: с. 490. - Темат. указ.: с. 485-489.
Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения. Т. 4 / Шацкий Станислав Теофилович ; АПН; Под ред. Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой, И. А. Каирова. - М. : Просвещение, 1965. - 326 с. - Имен. указ.: с. 321-323. - Библиогр.: с. 323-326. - Темат. указ.: с. 318-320.
Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / Шацкий Станислав Теофилович ; АПН РСФСР ; под ред. Н. П. Кузина, Л. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. - М. : Педагогика, 1980. - 304 с. - (Педагогическая библиотека). - Библиогр. в примеч.: с. 288-302. - Имен. указ.: с. 303.
Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / Шацкий Станислав Теофилович ; АПН РСФСР; Под ред. Л. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой, Н. П. Кузина. - М. : Педагогика, 1980. - 413 с. - (Пед. б-ка). - Имен. указ.: с. 400. - Библиогр.: с. 401-413.
Статьи о Станиславе Теофиловиче Шацком.
Степанова, Л. А. (канд. пед. наук).
С. Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века / Л. А. Степанова
// Педагогика. - 2009. - N 1. - С. 115-121. - ISSN 0869-561Х. - Библиогр.: с. 121 (7 назв. ).
Горшкова, В. В. (д-р пед. наук, проф.).
Интерпретации педагогической концепции Дж. Дьюи в российской педагогике 20-30-х гг. XX в. / В. В. Горшкова
// Педагогика. - 2009. - N 1. - С. 60-72. - ISSN 0869-561Х. - Библиогр.: с. 72 (15 назв. ).
Беляев, В. И. (доктор педагогических наук; профессор). Идейно-теоретические основы педагогической концепции С. Т. Шацкого[Текст] / В. И. Беляев // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 95-101. - ISSN 0869-561X. - Библиогр.: с. 101 (5 назв.).
Соколов, Р. (директор; Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С. Т. Шацкого). "Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С. Т. Шацкого" - Центр социализации подростков / Ричард Соколов // Народное образование. - 2007. - N 6. - С. 195-200.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.