Имя Константина Дмитриевича Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике, его научные труды и методические работы и в ХIХ, и в ХХ в. были хорошо известны и ученым-педагогам, и научной общественности высоких академических кругов, и учителям, и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, и родителям учащихся. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании. На научных трудах К.Д. Ушинского выросли целые поколения педагогов.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле 19 февраля (3 марта) 1823 года. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. Именно там блестящие лекции профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина оказали немалое влияние на последующий выбор Ушинским педагогики.
В 22 года последовало приглашение на кафедру энциклопедии законоведения Ярославского Демидовского лицея. Спустя четыре года, в 1850 году, Ушинский вынужден был покинуть лицей из-за своих демократических идей. Он уехал в Петербург, где поступил в департамент иностранных исповеданий, который возглавлял граф Дмитрий Андреевич Толстой.
С 1855 года Ушинский работал преподавателем географии и русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а через некоторое время стал инспектором. В 1859 году он получил назначение на должность инспектора Смольного института, но пробыл там недолго. Вскоре вынужден был покинуть институт и поехать в командировку за границу.
Вернувшись в Россию в 1867 году, Ушинский приступает к литературной деятельности. Он посвятил много времени составлению детских книг «Детский мир», «Родное слово». Учебник русского языка «Родное слово» выдержал 157 изданий!
Скончался великий педагог 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года) в Одессе.
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», - писал Ушинский.
Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он.
Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. Он правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857 год).
Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.
Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Ушинский писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени».
В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка.
Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял, как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. «Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним».
Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.
Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.
Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.
На долю книг Ушинского выпал необычайный успех - они выдержали бесчисленное количество изданий. Труды великого педагога и писателя Вы можете найти в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 1 / Ушинский Константин Дмитриевич ; Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - 416 с. - Имен. указ.: с. 411-413.
В первый том вошли работы, написанные в 1840-1950 гг., позволяющие проследить формирование педагогических, психологических, дидактических взглядов Ушинского. В этих работах развиваются идеи народности воспитания, выясняются психологические закономерности процесса обучения, вопросы организации работы школы и учителя. Том включает также материалы о реформаторской деятельности Ушинского в Смольном институте, его статьи о школе США.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 2 / Ушинский Константин Дмитриевич ; Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - 496 с. - Имен. указ.: с. 491-493.
Второй том включает статьи 60-х гг. ХIХ века, в которых разработаны основополагающие принципы его педагогической концепции, разносторонне обоснована теория развивающего и воспитывающего обучения. Одна из центральных проблем в сочинениях этого периода – выяснение роли труда для школы и воспитания. Труд раскрывается как необходимое условие, средство, а готовность к свободному, общественно полезному труду – как главная цель воспитания.
В данном томе помещены также материалы исследований о школе западноевропейских стран, о немецкой, французской, английской системах воспитания.
Значительное место в литературном наследии К.Д. Ушинского занимают отзывы, критические замечания, рецензии на книги, статьи, учебные пособия, школьные проекты и т.п. Рецензируемые материалы оцениваются им в непосредственной связи с исследованиями педагогического процесса.
Работы Ушинского 60-х гг. охватывают широкий круг социально-педагогических, дидактических и методических проблем. Большое место в них занимают вопросы педагогической психологии и методологии педагогики.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 3 / Ушинский Константин Дмитриевич ; Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1989. - 512 с.
В третий том включены «Детский мир» и «Хрестоматия», методические материалы с рекомендациями учителям и родителям по их использованию, а также полемические статьи и рецензии. Учебная книга «Детский мир» - своеобразная энциклопедия для детей младшего и среднего возраста. «Детский мир» вошел в педагогическую литературу как энциклопедия знаний об окружающем мире, о явлениях природы, минералах, растениях, животных и птицах и др. Хрестоматийные отделы его состоят главным образом из произведений русской классики.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 4 / Ушинский Константин Дмитриевич ; Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1989. - 526 с. - Имен. указ.: с. 521.
В том вошла учебная книга К.Д. Ушинского «Родное слово», содержащая прописи и тексты первоначального систематического обучения грамоте, практическую грамматику и тексты к ней. В представленных материалах реализуется созданная К.Д. Ушинским методика постепенного приобщения ребенка к общеобразовательным знаниям и простейшим этическим понятиям. Здесь помещена также часть материалов к третьему тому «Педагогической антропологии». Главным образом, это комментированные выписки из сочинений разных авторов. Выбор грамматических упражнений и хрестоматийных текстов «Родного слова» определялся задачами воспитания в традициях русской классической педагогики, так что с первых шагов в мир знания ребенок усваивал элементы нравственности, на основе которых впоследствии у него должно формироваться чувство общественности, гражданственности, сознание сопричастности к историческим судьбам своей Родины.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 5 / Ушинский Константин Дмитриевич ; Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. - 528 с. - Имен. указ.: с. 525-527.
В книге помещен первый том фундаментального труда К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В данном труде изложены важнейшие результаты знаний о природе человека, о закономерностях его физического и психического развития. Автор рассматривает все сколько-нибудь значимые учения естествоиспытателей, физиологов, психологов, философов, социологов с целью выявления содержащихся в них знаний о человеке как предмете воспитания. «Педагогическая антропология» представляет собой редкий пример научной работы, где автор излагает методологические принципы, которыми он руководствуется в исследовании и в оценке достоверности полученных результатов. По своим общим подходам, глубине и масштабности видения человека как предмета воспитания она и теперь сохраняет значение классического образца для научной педагогики.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 6 / Ушинский Константин Дмитриевич ; Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. - 528 с. - Имен. указ.: с. 525-526. - Библиогр.: с. 513-524.
В книге представлен второй том фундаментального труда К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», продолжающий рассмотрение процессов познания, чувств и воли. В это издание включены также материалы к третьему тому «Педагогической антропологии», даны приложения о воспитании внимания, памяти, нравственности, эстетических чувств и др. «Педагогическая антропология» представляет собой новый этап в развитии науки и искусства воспитания. Она является самой существенной частью педагогической системы К.Д. Ушинского, значение которой не исчерпывается наличием в ней теоретических суждений по тем или другим конкретным вопросам обучения и воспитания. Как всякая подлинно научная система, она становится источником новых идей и педагогических устремлений. Это сочинение переиздавалось более 10 раз и до сих пор широко известно среди педагогов.
Гаршин, В. М. Лягушка-путешественница и другие сказки : [6+] / Гаршин Всеволод Михайлович, Ушинский Константин Дмитриевич, Кузина Анастасия ; М. В. [т. е. В. М.] Гаршин, К. Д. Ушинский ; худож. Анастасия Кузина. - Санкт-Петербург : Мир ребенка, 2015. - 77 с. : цв. ил. - (Сказка за сказкой) (Для самых маленьких).
В послереволюционные годы рассказы и сказки Ушинского неоднократно издавались, они признаны классическими образцами детской литературы.
Рассказы Ушинского для детей отличаются умелым использованием русского фольклора («Васька», «Жалобы зайки»); лаконичная назидательность достигается в них скрупулёзным отбором деталей, ясностью и понятностью мысли («Лекарство», «Орел и кошка», «Детские очки»).
Автор использует природу и ее обитателей, чтобы рассказать маленьким читателям истории о неблагородных человеческих качествах: упрямство, жадность, предательство и другие. Это не поучительные истории, но с помощью них ребенок прекрасно понимает, что такое «что такое хорошо и что такое плохо». Писатель обрисовывает ситуации, которые могут вызывать у читателей чувство разочарования, а иногда и чувство стыда за поступки и помыслы героев. Замечательное сочетание великолепных сказок и не менее красочных, живых картинок.
Струминский, В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского / Струминский Василий Яковлевич. - 1960.
Предлагаемые очерки посвящены жизни и педагогической деятельности великого русского педагога К.Д. Ушинского. Называя отдельные части своего исследования «очерками», автор хотел подчеркнуть, что это только предварительные изыскания по отдельным проблемам жизни и деятельности К.Д. Ушинского, а не совершенно законченное исследование.
Предпринимая настоящие очерки, посвященные жизни и педагогической деятельности Ушинского с целью найти прочные опоры для фактически обоснованной научно-исследовательской работы над его педагогическим наследством, автор в первую очередь останавливается на изучении его биографии как той фактической основы, на которой строилась вся последующая, более или менее сложная деятельность Ушинского – научная, социально-политическая, педагогическая. Только опираясь на проверенную фактическую биографию Ушинского, возможно восстановить зарождение подлинного его мировоззрения и сделать другие опыты предварительных исследований по ряду наиболее спорных вопросов, возникающих вокруг имени и системы великого русского педагога.
Автор стремился опираться прежде всего на фактические данные, основанные на изучении и анализе научного, публицистического и педагогического наследства К.Д. Ушинского.
Перминова Л.М. Немеркнущий свет идей К.Д. Ушинского // Педагогика : научно-теоретический журнал Российской академии образования. № 2 / учредители: трудовой коллектив редакции, Российская академия образования. - Москва : Педагогика, 2014. – С. 90-95.
Лебедев А.М. Педагог русских педагогов – К.Д. Ушинский (К 190-летию со дня рождения) // Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 5 : Май. - Москва : Русский язык в школе, 2014. – С. 61-67.
В статьях рассказывается об Ушинском как о первом национальном педагоге и его трудах, о вкладе в педагогику. Изучая биографию и труды К.Д. Ушинского, всё больше понимаешь, какой огромный вклад внёс этот великий педагог в развитие педагогики. Ведь и сейчас широко применяются в работе идеи и принципы, приёмы и методы обучения, о которых писал Константин Дмитриевич. В наше время актуальны принципы наглядности, смены деятельности во время занятия, игровая форма обучения, разнообразие материала, принцип закрепления изученного. А также неизменными на все времена останется облик преподавателя, преданного своему делу, любящего детей, посвятившего им жизнь.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.