Уважаемые читатели! Заканчиваем цикл обзоров «В каждой избушке свои игрушки», приуроченный к Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Последняя (шестая) статья цикла посвящена знаменитой русской матрешке, которая имеет почти столетнюю историю.
По одной из версий образ матрешки был привезен из Японии в конце ХIХ века. Это была фигурка лысого старика Фукурамы, которая состояла из семи фигурок. И один из художников Сергей Малютин решил сделать нечто подобное на русский манер. По другой версии матрешку придумал токарь Василий Звездочкин. Он приехал в Москву и в 1900 г. изобрел трех- и шестиместные матрешки. Матрешки отличались не только по количеству кукол, разными были сюжеты и техники росписи. Самыми распространенными были куклы из 3-х, 8-ми и 12-ти элементов. Также производили матрешек из 21-ой, 24-ех, 30-ти и 42-х кукол. Традиционными сюжетами было изображение бытовых тем.
Для производства матрешки выбирают в основном березу, липу, осину и лиственницу, оно должно быть ровным без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема, срок сушки - два-три года. Первой изготавливают самую маленькую фигурку, которая не открывается. Затем - нижнюю часть для следующей (донце). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря этому части матрешки плотно прилегают друг к другу. Когда матрешка готова, ее шкурят и грунтуют, а затем расписывают.
Матрешка Сергиева Посада.
В начале ХХ века после закрытия Московской мастерской матрешки стали делать в мастерской Сергиева Посада под Москвой. Среди первых матрешек, в основном, молодые девушки, одетые в яркие сарафаны, женихи и невесты, старики с пышными бородами. Лица первых матрешек были овальными, с грубыми чертами. Куклы были простыми, но очень выразительными. Роспись кукол в первое время считалась вторичной, на первом месте было мастерство токаря.
Особенностью матрешки из Сергиева Посада было создание контуров будущего рисунка раскаленной иглой, по методике выжигания. Зарождение этой техники росписи связано с именем художника В.И. Соколова. Также в этой технике работал токарь И.Г. Прохоров. Основными элементами росписи являются: головной убор, передник, прорисовка лица в манере иконописи, оформление лица и рук в телесном цвете. Роспись осуществляется без предварительного нанесения рисунка акварельными и масляными красками красного, синего, оранжевого, зеленого и других цветов.
Семеновская матрешка.
Первая семеновская матрешка появилась в Семеновском уезде в деревне Мериново Нижегородской области. Существует предположение, что один из основателей и расписчиков игрушки из Меринова, Арсений Майоров завез суда матрешку с Нижегородской ярмарки. По другой версии он познакомился с производством этой куклы в Сергиевом Посаде. Ему удалось укрепить ее на Нижегородской земле и наполнить местным звучанием. Уже в 1929 году были изготовлены матрешки в семеновском стиле, у которых была особая роспись и определенная форма. Мастер (Арсений Майоров) сам изготавливал формы, а дочери их расписывали. Внешние декоративные элементы играют важную роль, роспись делается в семеновском хохломском стиле.
Первые куклы расписывались простыми узорами. С помощью заточенного гусиного пера художники наносили контуры лица и одежды. Затем все элементы раскрашивались анилиновыми красками ярких оттенков алого, малинового, синего, зеленого, сиреневого цветов. Основа росписи: крупные яркие цветы, обвитые рябинками, бантиками, мелкими цветочками. Поверх наносили слой воска, затем стал использоваться лак. Позже стали появляться матрешки в современном русском стиле, силуэты с историческими лицами («Тарас Бульба»), писателей («Гоголь», «Пушкин»), героями рассказов и сказок («Репка»). Позже матрешек стали делать в семеновской артели имени М.И. Калинина, на семеновской фабрике, затем в ЗАО «Хохломская роспись».
Воронежская матрешка.
Воронежская матрешка появилась в 1969 году в мастерской воронежского художника П.Д. Пономарева. Эта матрешка отличается яйцеобразной формой. Эта особенность подчёркивает, что в народе красивыми считались полные женщины. Воронежской губернии это было особенно свойственно. Воронежский костюм прекрасно подходил к такой фигуре. Павловопосадский или барановский платок, повязанный узлом под подбородком, обязательный в гардеробе каждой женщины, спускается с головы на плечи. Пышный рукав с брыжами украшен вверху паликом с традиционным геометрическим орнаментом. Фартук-завеска или запан, расшитые лентами и кружевом, плавно спускаются от груди вниз, до края клетчатой юбки-поневы. Этот рисунок символизирует чернозем, полоски между клетками показывают границы земельных участков. Если в красные или желтые нити, означающие границы земельных владений, попадает синяя нить, это означает, что в данной местности много водоемов.
Со временем появились «матрешки-сказки» («Курочка-Ряба», «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Репка»). Нередко матрешки составляют целые семьи. Также в росписи матрешек нашли свое отражение обряды Воронежской земли. Открывая игрушку, можно познакомиться с воронежской свадьбой, масленичными, пасхальными, рождественскими обрядами, с бытом и укладом семьи, с ярмарочным гулянием. Несмотря на то, что воронежской матрешке немного лет, традиции, в которых она выполнена, уходят корнями в глубину веков.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.
Русские художественные промыслы : [альбом / Алаева Елена Борисовна, М. Шинкарук ; Алаева Е. Б. и др. ; отв. ред. М. Шинкарук]. - Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2010?]. - 179, [4] с. : цв. ил. ; 30. - (Самые красивые и знаменитые). - ISBN 978-5-98986-317-4 (Мир энциклопедий Аванта+). - ISBN 978-5-271-25106-1 (Астрель).
Народное искусство : художественные промыслы СССР : [фотоальбом / сост. и авт. текста Б. М. Носик ; фотосъемка А. Кулешова и др.]. - Москва : Планета, 1987. - 237, [2] с.
ДАЙН, Г. Л. ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА : КН. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ / ДАЙН ГАЛИНА ЛЬВОВНА. - М. : Просвещение, 1994. - 387 С. : ИЛ. - ISBN 5-09-003308-0.
Матвеева, Е. Воронежская матрешка. Воронежский костюм. Воронежская роспись / Е. Матвеева ; фото Е. Матвеевой // Народное творчество. - 2007. - N 2. - С. 26-27.