Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию пятую статью из цикла «В каждой избушке свои игрушки», приуроченного к Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Из нее вы узнаете о некоторых видах деревянных игрушек, которые сохранились до наших дней. Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IХ веке они были в обиходе. На территории древнего Новгорода и Старой Ладоги находили игрушечные мечи ХII века. CVII века по ряду письменных источников известно о широком использовании деревянной игрушки. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Из этой статьи вы узнаете о Богородской, Городецкой, Северной деревянных игрушках.
Богородская деревянная игрушка.
Богородская резьба по дереву – это искусство, хранимое народом и пронесенное через века. Начало ему положил промысел по изготовлению игрушки. Это скульптура или фигурка, вырезанная из пластичных пород дерева (ясень, дуб, бук, вяз) при помощи специального ножа.
Село Богородское находится в 25 км от Сергиева Посада и раскинулось по обеим берегам реки Кунья. Промысел в поселке зародился в ХVI-ХVII веках. По народному преданию в одном селе мать задумала позабавить своих детей и вырезала из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» за печь. Раз муж стал собираться на базар и решил показать «ауку» торговцам. «Ауку» купили и еще заказали. С этого момента и началась резьба игрушки в Богородском.
Сначала будущую игрушку «зарубали», т.е. выявляли с помощью топора общие контуры. Потом в дело шел прямой остро заточенный богородский нож, которым выполняли основные приемы маховой резьбы. Окончательную отделку производили стамесками разных видов. Мастер избегает излишней деталировки, стремится к простоте и обобщенности. Игрушка выявляла красоту дерева четким силуэтом, гармоничным сочетанием прорезок с гладкой поверхностью. Более тонкая резьба передавала оперение птиц и шерсть животных. Богородские изделия интересны еще и оригинальной конструкцией. Одни из них укреплены на движущихся планках, другие стоят на тумбочке со спиральной пружиной внутри. Все внимание уделено передаче движения.
Первыми богородскими игрушками были деревянные скульптуры: грибники, дровосеки, охотники, плясуны, музыканты. Их устанавливали на высокие пьедесталы и расписывали в яркие цвета. Традиционный для богородских резчиков образ всадника на коне восходит к русской деревянной скульптуре ХV-ХVI веков. Самыми ранними из сохранившихся работ мастеров первой половины ХIХ века являются фигурки льва и собаки со щенком. Со второй половины ХIХ века в Богородском начали делать разнообразные игрушки с узорной резьбой, изображающие зверей, птиц, курочек, петушков. Впервые появляются многофигурные скульптурные группы – «Крестьянское хозяйство», «Чаепитие», «Тройка». Творчество мастеров ХХ века традиционно, но традиции понимаются уже как нечто живое, развивающееся.
В настоящее время богородские игрушки производятся как на фабриках, так и отдельными мастерами. Современная богородская игрушка многообразна по сюжетам и формам художественного выражения.
Северная деревянная игрушка.
На севере существовали игрушки, связанные с наиболее древними и традиционными формами народной пластики. Это были разные куклы, изображающие женщин, фигурки птиц и коней.
Наиболее просты по форме игрушки-птицы. Они часто вырезаются из корня или сучка, которые своим природным изгибом подсказывает образ: утка, пичуга, хохлатка. Эти фигурки лишены изящности, их не окрашивают, не покрывают резными узорами. Они остаются голыми сучками и развилками корней, их форма строится свободно. Большое значение в этих игрушках имеет строгость и правдивая выразительность.
Северная кукла «панка» представляет собой обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором намечена шаровидная или конусообразная голова, вытянутая на затылке и плоская в лицевой части, посаженная на конусовидный или кубоватый объем. Перемычка в нем, обозначающая талию человеческой фигуры, определяет торс и широкую юбку. Фигура лишена рук, или же руки плотно прижаты к телу. Черты лица схематичны. Глаза и рот передаются впадинами, щеки моделируются таким образом, чтобы рельефно выделялся нос. Или глаза, рот и нос наносятся в виде ямок и бороздок ножом или выжигаются раскаленным гвоздем. Одежда и кокошник передаются лишним ярусом-членением тела фигурки, выступом на макушке и несколькими порезами, обозначающими полы платья или вырез у шеи. Часто мастер вообще не затрудняется изображением этих деталей. Куклу украшают рядом выжженных кружков или врезных косых крестов, квадратами и ромбами трехгранной выемчатой резьбы и зубцами плоских порезок, которые органично ложатся на плоскости деревянных фигурок.
Среди северных деревянных игрушек особенно разнообразны коники. Они имеют местные разновидности, но общее для них – это подчинение живой формы бруску дерева, преувеличенная укрупненность и грузность пропорций, массивность круто изогнутой короткой шеи и туловища, контрастирующего с маленькой легкой головой. В онежских фигурках коня народ создал образ сильного смирного животного-труженика. Также как панки, они украшаются рядами выжженных кружков. Иногда их окрашивают в темно-красный цвет, или оставляют цвета натурального дерева. Мезенские и печорские кони более пластичны и имеют динамичность поз. Их ноги часто изображаются выброшенными вперед. Эти игрушки окрашиваются в темные оттенки красного, зеленого, синего, или остаются неокрашенными, украшались порезками, обозначающими сбрую. Народные мастера Севера глубоко поэтизировали образ животного, наделяли его чертами сказочного богатырского существа.
Городецкая деревянная игрушка.
Городецкая деревянная игрушка происходит из окрестных Городцу деревень Коськово, Репино, Курцево, Хлебаиха, Савино, находящихся в 60 км от Нижнего Новгорода. Там делали различные игрушки: коники, каталки, меленки. Их создавали из сосновых и осиновых заготовок нехитрыми плотницкими инструментами: топором, ножом, пилой.
Наиболее древний тип городецкой игрушки – «колески». Это фигурки в виде развернутых в одной плоскости силуэтов из двух соединенных конских голов, вырезанных из дощечки и поставленных на два колеса. Эти игрушки по своим очертаниям очень компактны и изыскано декоративны. Их покрывает символичный кружковый орнамент.
Во второй половине ХIХ века появился новый тип игрушек: кони в упряжках. Их могучие тела стоят, крепко упираясь короткими ногами в землю, шеи в сильном движении склонились почти до земли. Глаза у коньков нарисованы продолговатыми и посажены очень низко, возле широко раздутых ноздрей. Коней окрашивали в красный, малиновый, лиловый и черный цвета. В росписи игрушек появились приемы рисунка, схожего с городецкой росписью.
В игрушечном промысле существовало разделение труда. Одни деревни изготавливали неокрашенные игрушки, а другие расписывали их. Роспись состояла из цветов, бутонов и листьев. В узор вписывались птицы и вазы. Игрушки отличаются высокой художественностью, они значительны по своей содержательности.
Игрушки современного времени сохраняют основные стилистические особенности, но их пропорции становятся более легкими, формы упрощаются.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.
Богородская игрушка и скульптура. - [1970].
ДАЙН, Г. Л. ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА : КН. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ / ДАЙН ГАЛИНА ЛЬВОВНА. - М. : Просвещение, 1994. - 387 С. : ИЛ. - ISBN 5-09-003308-0.
Русская деревянная игрушка / текст Н.В. Тарановской. - Л. : Художник РСФСР, 1968.
Русские художественные промыслы : [альбом / Алаева Елена Борисовна, М. Шинкарук ; Алаева Е. Б. и др. ; отв. ред. М. Шинкарук]. - Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2010?]. - 179, [4] с. : цв. ил. ; 30. - (Самые красивые и знаменитые). - ISBN 978-5-98986-317-4 (Мир энциклопедий Аванта+). - ISBN 978-5-271-25106-1 (Астрель).
Народное искусство : художественные промыслы СССР : [фотоальбом / сост. и авт. текста Б. М. Носик ; фотосъемка А. Кулешова и др.]. - Москва : Планета, 1987. - 237, [2] с.