Уважаемые читатели! Продолжаем цикл обзоров «В каждой избушке свои игрушки», приуроченный к Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Гончарство существует в России много веков и столько же - глиняная игрушка, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. Мастера «малой бытовой скульптуры» выражают в них свои представления о мире, природе, людях, создают выразительные образы. Сюжеты их разнообразны: традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, медведи, скоморохи, женские фигуры, всадники и многие другие образы. Глиняные игрушки предназначались не только для игры, но и для украшения. Они были простыми, но в то же время оригинальными, живыми и яркими. В этом виде народного творчества отражался быт, обычаи, общественный уклад народа. Четвертая статья цикла посвящена Каргопольской, Старооскольской и Филимоновской глиняным игрушкам.
Каргопольская глиняная игрушка
Каргопольская глиняная игрушка изготавливается в городе Каргополе Архангельской области. Гончарный народный промысел в этом районе зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, которая хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.
Крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период целыми семьями работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых было дополнительным средством к существованию. Известны имена таких мастеров, как Дружинин И.В., Бабкина У.И. Изображали в основном фигурки женщин в широких юбках, мужчин с густыми бородами, домашних и диких животных: оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья, сбор урожая. Многие фигурки сохраняли оттенок архаичных верований. Например, Берегиня - женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя. Изображали и фантастических существ. Самое известное из них - Полкан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя - конская (в самых старых вариантах - собачья). Еще одно необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, - Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую - в белый, а между ними сажали глиняного всадника. Такая игрушка была с определенным смыслом: белая сторона олицетворяла свет, добро и жизнь; черная - зло, тьму и смерть, а всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души.
Игрушку традиционно создавали из небольшого цельного куска глины, налепные детали практически не использовали. Лепили руками, приминая глину пальцами. Вылепленные игрушки сглаживали мокрыми руками, чтобы придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца ХIХ века фигурки были архаичными, блёклыми, темными, их редко раскрашивали в яркие цвета. Но и после появления натуральных красок и присутствия ярких оттенков на фигурках, выглядели они приглушенно.
В конце XIX - начале XX века каргопольские игрушки начали изготавливать иначе. Их стали нередко создавать по частям, добавляли мелкие налепные детали. Перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. Также игрушки начали украшать росписью - мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Сначала фигурку целиком белили, для создания фона, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами.
Каргопольский промысел процветал до революции 1917 года, а потом стал приходить в упадок и к 1930-м годам практически не осталось мастеров, которые создавали игрушки. Одним из немногих, кто не бросил ремесло в это время, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки и в настоящее время считаются классическими: они больше всего приближены к старинным фигуркам. У этих изделий мало деталей, простые формы. Для росписи Дружинин, как и старинные мастера, использовал природные красители, поэтому его изделия неяркие и сдержанные. В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица - Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изысканность.
В 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году в Каргополе открылся гончарный цех, который позже стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил это предприятие Александр Шевелёв - потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, жизненной и детализированной. Для росписи стали использовать масляные краски и темперу, чтобы сделать фигурки ярче, но по-прежнему старались использовать цвета скромно — иначе готовое изделие выглядело бы безвкусно.
Сегодня Каргопольскую игрушку мастера производят вручную. Ценность игрушки – в отсутствии массового производства.
Старооскольская глиняная игрушка
Старооскольская глиняная игрушка – древний народный промысел Белгородской области. Город Старый Оскол был основан в конце ХVI века в качестве сторожевой заставы на высоком берегу реки Оскол. Проживали здесь казаки, пушкари, ямщики, гончары. Земля здесь богата белой и красной глиной, которая была основным материалом для изготовления глиняных игрушек и свистулек. Согласно историческим данным, производство глиняных игрушек появилось намного раньше основания самого города – примерно в ХV веке. Гончары изготавливали горшки, кувшины, вазы, крынки и прочую бытовую утварь, а женщины и дети ради потехи лепили из глины фигурки, свистульки и небольшие игрушки: лошадок, птичек, уточек и пр.
ХVI-ХVIII вв. На территории Старого Оскола существовало множество дворов, половина из которых зарабатывала гончарным делом. В это время меняются сами игрушки: они стали более хрупкими, длинные «лебяжьи» шеи в игрушках уменьшились и стали очень короткими. Популярностью уже пользуются всадники, бабы в кокошниках, барашки, коровы и птички. Также к концу ХVII века производство погремушек сходит на нет. Для обжига готовых изделий в меловой горе делали горн, который растапливали огромными сухими пнями, они долго прогорали и поддерживали необходимую высокую температуру. После обжига игрушки остывали и их расписывали разноцветными красками. Расписывались они охрой – природным пигментом, состоящим из окиси железа с примесью глины. Такая краска давала бледно желтый цвет. Игрушки украшались просто – прямыми и волнистыми линиями, веточками и уголочками. Чаще всего правый и левый бока игрушек имели разный рисунок. Тем не менее, такая роспись была очень символична. Звездочки и крестики означали Солнце, прямые линии – Землю, волнистые – Воду, веточки – Дерево, листочки – Цветы.
В VIII – ХIХ веках форма игрушек становится более сложной. С середины ХIХ века появляются игрушки, изготовленные промышленным способом. В начале ХХ века гончарное ремесло в России практически полностью было уничтожено, но игрушечный промысел в Старом Осколе сохранился. В это время даже появляются новые формы и виды игрушек: мещанская барышня, мишка, курочка, олень, лисица и пр. Меняется и роспись игрушек: появилось многоцветность и разнообразие выразительных средств. Игрушки украшали точками и линиями. Использовались краски, разведенные на молоке, или созданный клейстер из печи, аптечная зеленка. Более обеспеченные мастера приобретали китайские анилиновые краски красного или малинового цвета. В середине ХХ века старооскольская игрушка полностью пропала с выставок, ярмарок и рынков. Только в 1980-х годах происходит возрождение игрушечного промысла благодаря мастерам Ольге и Наталье Гончаровым. В 1986 году несколько экспонатов появилось в Старооскольском городском краеведческом музее, в 1987 году игрушки оказались на выставке «Народное гончарство России». В 1990-1991 годах в Старом Осколе появились признанные мастера, изделия которых представлены на различных выставках. Среди них можно выделить Елену Абрамову, Татьяну Шиян, Наталью Никишину, Оксану Рощупкину, Екатерину Кравченко, Валерия Шевцова, Валентина Пырьева.
Филимоновская игрушка
Родина Филимоновской игрушки - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Здесь зародились разнообразные гончарные производства. Из красной глины делали кирпичи, из желтой – кувшины и крынки, также на этой земле есть глина и другого типа – пластичная, жирная, черная с отливом в синеву, за что местные жители прозвали ее «синика». Именно из этой глины делают филимоновские свистульки.
Лепкой в деревне занимались женщины, девочки учились делать игрушки с семи – восьми лет. Создавалась филимоновская игрушка так: комок глины нужного размера скатывали в толстый короткий жгут и пальцем делали углубление в нижней части. Нижняя часть жгута превращалась в юбку-колокол, а верхняя вытягивалась в туловище, руки, голову. Используя одни и те же приемы, мастерицы создавали самых разных животных. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от дома. В настоящее время процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.
Игрушки имеют ряд особенностей: фигурки изготавливаются в основном с длинными шеями как у людей, так и у животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими рисунками. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Рисунок наносится на белый или желтый фон. Наносить рисунок на фигурку всегда начинают с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, но петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.
Фигурки девушек изготавливают юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узкое туловище, непропорционально длинную шею и конусообразную голову. Фигурки мужчин сделаны, как и женские, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неряшливые сапоги. Фигурки женского пола называли барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшими шляпки с узкими полями. Платья и рубашки фигурок украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен хаотично, что создает пестрый узор. Все звери имеют тонкое туловище, длинную и грациозно изогнутую шею, небольшую голову и короткие ножки. Расписываются такие фигурки обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением орнамента (солнца, ромбов, цветов и др.).
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.
Дурасов, Геннадий Петрович. Каргопольская глиняная игрушка / Дурасов Геннадий Петрович ; Г. П. Дурасов. - Ленинград : Художник РСФСР, 1986. - 246 с. : ил.
Русские художественные промыслы : [альбом / Алаева Елена Борисовна, М. Шинкарук ; Алаева Е. Б. и др. ; отв. ред. М. Шинкарук]. -
Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2010?]. - 179, [4] с. : цв. ил. ; 30. - (Самые красивые и знаменитые). - ISBN 978-5-98986-317-4 (Мир энциклопедий Аванта+). - ISBN 978-5-271-25106-1 (Астрель).
Народное искусство : художественные промыслы СССР : [фотоальбом / сост. и авт. текста Б. М. Носик ; фотосъемка А. Кулешова и др.]. - Москва : Планета, 1987. - 237, [2] с. : цв. ил.
Асташина, Е. История глиняной игрушки : Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево, Петровское, Сомово / Е. Асташина ; фото О. Кузнецовой
// Народное творчество. - 2007. - N 2. - С. 50-53.
Лобынцев, В., Лобынцева, Т. Старооскольска глиняная игрушка / В. Любынцев, Т. Лобынцева ; фото авторов // Народное творчество. - 2008. - N 3. - С. 62-63.