Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию третью статью из цикла «В каждой избушке свои игрушки», приуроченного к Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Из нее вы узнаете о некоторых видах керамических народных игрушек, которые и сегодня сохраняют свою известность: Гжель, Скопинская игрушка, Чернолощеная игрушка Ростова Великого.
Керамика - это предметы из обожженной глины, которые создаются гончарами повсюду, где имеются природные запасы глины, пригодной для обработки. Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции, а многие виды и в настоящее время очень популярны.
Гжель
Данный народный промысел возник так давно, что невозможно установить даже приблизительную дату его рождения. Найденные при раскопках керамические фигурки датируются VI веком. до н. э. Первые упоминания о гжельском народном промысле встречаются с ХIV века. Его история началась в бывших Бронницком и Богородском уездах Московской губернии и охватывала 30 деревень, расположенных около ст. Гжель. Развитию керамического производства в Гжели способствовали богатые залежи белой глины.
В производстве этих игрушек нет каких-либо традиционных форм, но народный характер искусства сохраняется. Тематика фарфоровых игрушек многообразна. Это были сцены из повседневной жизни, темы из русского быта, сказок, фольклора, звери и птицы. Все было выполнено в простой и доступной, но очень выразительной форме. Для лепки использовались двустворчатые гипсовые формы, из-за этого фигурки теряли тщательность проработки модели, но сохраняли живость и изящество пластики. В первую очередь изделие создается в одном экземпляре. Затем с художественным советом обсуждается, запускать ли его в производство. После этого изготавливается образец, с которого отливаются гипсовые формы. В них заливают шликер (жидкую массу), изделия просушивают. Затем выравнивают швы и мелкие дефекты и приклеивают мелкие детали. После этого изделия проходят предварительный обжиг («утильный»), их окунают в раствор, позволяющий увидеть незаметные трещинки. Изделия без брака получают заводское клеймо и их отправляют в цех, где художники наносят рисунок или узор черно-серой смесью, которая после заключительного обжига приобретает знакомый всем синий цвет. Цветное оформление гжельских игрушек строится на ярких цветах, сплошная окраска сочетается с простыми орнаментами, которые придают изделиям нарядность и занимательность. Изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель. Такая роспись практиковалась в XVII -XVIII вв. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи были декоративные цветы, листья, травы. Со второй половины XIX века гжель приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт.
Первый завод по изготовлению Гжели был основан в деревне Володино Бронницкого уезда. Павел Куликов, его основатель, работая на заводе Отто в селе Перово, научился технике изготовления фарфора. От завода Куликова пошло фарфоровое производство Гжели.
К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, самыми популярными из которых были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. В 1830-е — 1840-е годы в Гжели было более 50 заводов и 30 живописных мастерских, в которых работали с керамикой. Там работали заводы Кузнецова, Новых, Храпунова, Барминых, Тереховых-Киселёва, Козлова, Дунашовых, Сафронова и многих других.
С середины ХIХ века многие процветавшие заводы закрылись. Все большее значение в русской промышленности приобретают заводы, на которых вводится механизация. В конце ХIХ – начале ХХ вв. Кузнецовы стали монополистами в русской фарфорово-фаянсовой промышленности. Изделия их фирм оказывали большое влияние на гжельский фарфор того времени. В истории гжельской керамики навсегда запечатлены имена художников Н.И. Бессарабовой, Л.П. Азаровой, Т.С. Дунашовой.
История гжельского народного промысла уходит в глубь веков, данный вид искусства постоянно развивается и сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В целом данный промысел имеет широчайшие перспективы для создания новых прекрасных произведений.
Скопинская игрушка
Этот вид керамической народной игрушки зародился в городе Скопин Рязанской области. Название города и промысла происходит от названия птицы «Скопа» - «речной орел» или «птица-рыболов». Игрушки, найденные при раскопках в этих краях, относятся к временам киевской Руси, первые письменные источники о промысле относятся к 1640 году. В 1860-х годах производство было основано братьями Оводовыми. Во время войны промысел пришел в упадок и только с 1934 года возродилось производство (в 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики).
Игрушка Скопина представлена, в основном, фигурками животных и хищных птиц, рыб, среди которых больше всего медведей, иногда встречаются всадники. К обычным персонажам здесь добавили драконов, кентавров, львов и легендарную птицу «Скопу».
Глиняные игрушки изготавливались из светло-коричневой глины. Скопинским игрушкам характерна простота форм без деталировки и отделки. Как таковой росписи они не имели, но украшались разными способами. Также фигурки украшали процарапкой, налепами, а после обжига поливали глазурью (ее начали применять с середины ХIХ века). Глазури применялись разных оттенков: темно-коричневая глазурь с окисью марганца, ярко-зеленая с окисью мели, темно-желтая с добавлением окиси железа. При обжиге крупинки глазури плавились живописно растекаясь. Могли декорировать керамику путем обварки из разных составов (мука, молоко, квас, пиво), чтобы варьировать цвет от светло-бежевого до красно-коричневого. Также иногда применялась техника «задымления», и тогда изделие приобретало дымчато-серый цвет.
Среди лучших мастеров скопинской игрушки помимо братьев Василия и Федора Оводовых можно отметить отца и сына Желобова, Ивана Тащеева, Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Марию Линеву и других. Все фигурки скопинских мастеров создаются из нескольких частей. Изделие формируется на гончарном круге не целиком, а частями, а потом уже все готовые детали соединяются воедино с помощью жидко разведенной глины. Это позволяет создавать сложные по форме вещи и дает большой простор фантазии мастера.
Скопинский промысел - один из немногих, где полностью сохранилась до наших дней традиционная технология изготовления предметов. Сегодня игрушки также изготавливают несколькими способами - ручной лепкой, на гончарном круге, прессованием, литьем, с помощью современного оборудования. Сухая глина замешивается с небольшим количеством воды (так образуется глиняное тесто). Такая смесь легче поддается обжигу, меньше сокращается в объемах. Для полной готовности требуется неоднократный обжиг. После печи, когда игрушка остывает, ее заливают глазурью, сразу же декорируют и снова обжигают, затем наносят тонкий слой прозрачной глазури и снова закрепляют его в печи.
В настоящее время массово выпускаются изделия, приготовленные шликерным (без использования гончарного круга и ручной формовки) литьем в гипсовых формах, производятся кухонные и бытовые предметы, а также создаются декоративные фигурки и игрушки. Развитие скопинской глиняной игрушки носит авторский характер, поэтому во многих работах мастеров прослеживается мощная опора на традицию.
Чернолощеная игрушка Ростова Великого
Эта игрушка имеет глубокую историю и давние традиции. Здесь залегают желтые, серые, черные керамические глины. Чернолощеная керамика была широко распространена в ХVI веке. Изготовление чернолощеных изделий было распространено в Карашской, Щениковской, Перовской, Нажеровской и Вощажниковской волостях.
Процесс изготовления чернолощеной керамики имеет свои особенности. Практически все делается вручную. После того, как изделие подсохнет, мастер начинает обработку (лощение) поверхности небольшим камешком – голышом или лощилом. Таким образом мастер выравнивает и уплотняет внешние стенки изделия, делая глину гладкой и блестящей. Затем начинается обжиг (он ведется в закрытой печи при сильно коптящем пламени). Изначально ее закладывали в специальные ямы, с тлеющими под слоем дерна дровами, где изделия томились несколько суток. Обожженные изделия остаются в горне да полного охлаждения. Только при соблюдении этих условий керамика приобретает равномерную черную или темно-серую окраску.
Данный промысел просуществовал до 50-х годов ХХ века, затем пришел в упадок. С 1998 года на территории Ростовского кремля в мастерской А.И. Шабалова, пытаются возродить промысел.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.
Попова, О.С. Русская народная керамика : Гжель. Скопин. Дымково / О. С. Попова. - М. : Всесоюзное кооперативное издательство, 1957.
Асташина, Е. История глиняной игрушки : Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево, Петровское, Сомово / Е. Асташина ; фото О. Кузнецовой
// Народное творчество. - 2007. - N 2. - С. 50-53.
Русские художественные промыслы : [альбом / Алаева Елена Борисовна, М. Шинкарук ; Алаева Е. Б. и др. ; отв. ред. М. Шинкарук]. - Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2010?]. - 179, [4] с. : цв. ил. ; 30. - (Самые красивые и знаменитые). - ISBN 978-5-98986-317-4 (Мир энциклопедий Аванта+). - ISBN 978-5-271-25106-1 (Астрель).
Народное искусство : художественные промыслы СССР : [фотоальбом / сост. и авт. текста Б. М. Носик ; фотосъемка А. Кулешова и др.]. - Москва : Планета, 1987. - 237, [2] с. : цв. ил.