Уважаемые читатели! Мы начинаем цикл обзоров «В каждой избушке свои игрушки», приуроченный к Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. В него вошли шесть статей, каждая из которых посвящена определенным видам народных игрушек, которые издавна являлись важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа.
Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.
Народная игрушка представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Кроме этого, она несет в себе традиционный элемент воспитания детей, которые познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями.
Русские традиционные игрушки выполнялись, в основном, из глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская, Филимоновская игрушки), дерева (Богородская Мазыкская и др.), соломы и бересты.
Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси. Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Для девочек изготавливали крошечную глиняную посуду, кукол из соломы и лоскутков ткани. Мальчики играли фигурками людей и животных, которых лепили из глины или вырезали из дерева, поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.
Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.
В данной статье рассказывается об абашевской, жбанниковской и солецкой глиняных игрушках.
Абашевская глиняная игрушка.
Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр, но спустя время им стали придавать сатирический характер с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.
Пик развития этой игрушки пришелся на XX век, когда многие мастера по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство из них занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин. Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.
Абашевские игрушки разнообразны. Среди основных - животные и птицы, главная особенность которых - чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.
Технология изготовления абашевской игрушки достаточно проста. При работе над ней мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи - это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В такой игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.
Жбанниковская глиняная игрушка.
Жбанниковская глиняная игрушка появилась в деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Такие глиняные игрушки изготавливали и в близлежащих деревнях – Язвицы, Смиркино, Рыжухино, Роймино, Проскурино, Крутец и пр. По произведенным в данном районе археологическим раскопкам появление глиняных игрушек датируется XIII веком. Главная отличительная особенность жбанниковской игрушки в том, что все фигурки имеют форму пирамиды на трёх опорах. Бывают отступления от правил, но редко. Популярные персонажи подобной игрушки – конь, баран, бык, петух, птица Сирин, воины, всадники, гармонисты, различные сказочные и вымышленные персонажи.
Технология изготовления свистулек проста: из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее создается сама фигурка, глину необходимо вытянуть наверх и сформировать голову будущего персонажа, вылепить ушки, рожки или головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стеки делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига. Для этого раньше использовали печи, выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня для этих целей используются современные шахтные печи.
Жбанниковские свистульки – это не просто детские игрушки. По народным поверьям, свист отгоняет злых духов и привлекает добрых. Также такие свистульки использовали на ярмарках в качестве зазывал. Такие свистульки имели чистый и громкий свист: услышав такой звук, покупатель просто не мог не остановиться перед торговой палаткой. Другое назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и приносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье, олень – удачу в охоте, петушок - благополучие и т.д. Большое значение уделяли и цвету игрушки: белый символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Для того, чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми. Туловище полностью выкрашивали в один тон, чаще всего в темный оттенок, а затем «тычками» наносили россыпь точек и пятен другого контрастного оттенка. С помощью простого метода нанесения ярких красок на тельце фигурки создавались настоящие художественные шедевры. Раньше для нанесения рисунка использовали кусочки ткани или же делали это пальцами. Сегодня мастера используют кусочки поролона. Нередко на жбанниковских игрушках можно увидеть элементы хохломской росписи и цветочные рисунки. Сочетание красок в такой игрушке всегда выглядит причудливо и оригинально. Некоторые части рисунка покрывают золотистой или серебряной краской. Основные цвета, которые используются при росписи игрушек: красный, желтый, зеленый, голубой, белый. Таким образом, жбанниковская игрушка выделяется на фоне иных изделий народных промыслов. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком. Секреты мастерства создания игрушек и художественной росписи часто передавали из поколения в поколение.
Солецкая глиняная игрушка.
Солецкие глиняные игрушки делали в городе Сольцы, который находится в 80 километрах от Великого Новгорода. Начиная с ХVI века на данной территории, богатой красной, серой кембрийской и голубой глиной, развивается гончарное производство. Но только к началу ХХ века помимо глиняной посуды здесь начинают изготавливать игрушки. По воспоминаниям старожилов глиняную игрушку в 1930-х годах изготавливали в цехах разнопромысловой артели инвалидов.
Сюжеты были разнообразны: барышни с кудрявыми волосами и с зонтом в руках, кавалеры в цилиндрах, солдаты в старинных мундирах, образы крестьянок-водоносок, нянюшек в синих и красных сарафанах, с белыми или голубыми в мелкий горошек платками на головах, свистульки, изображавшие птиц, петушки-свистульки. Все игрушки рассказывали о быте населения и древних обычаях.
Петушок-свистулька является символом боевой истории города, в которой враг неоднократно получал отпор. По воспоминаниям старожилов, он окрашивался в желтый цвет и поверх фона наносились красные, золотистые и синие полоски перья. Как правило, игрушка должна была помещаться в ладонь (не больше 9-12 см). Свистулька рыба – символ водной стихии. В ее росписи присутствуют элементы славянской символики: лучи солнца в виде ломаной линии, состоящей из треугольников, волнообразных линий с расположенными в промежутках красными и синими точками, которые символизируют лучи света и капли воды. Мишка-варяжек в виде торговца солью говорит о возникновении Сольцов, благодаря своим соляным источникам город и получил название. На спине медведя – короб, в котором соль, а на поясе мешочек для денег.
К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеева, туловище птичек каплевидной формы, минимум добавлений и декора на поверхности. В настоящее время на основе солецкой, новгородской и кардаиловской казачьей военной игрушки создано новое направление – солецкая военная глиняная игрушка.
Солецкая глиняная игрушка была создана как память о традиционной народной игрушке, которая уникальна и узнаваема.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова, и открытых интернет источников.
Русские художественные промыслы : [альбом / Алаева Елена Борисовна, М. Шинкарук ; Алаева Е. Б. и др. ; отв. ред. М. Шинкарук]. - Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2010?]. - 179, [4] с. : цв. ил. ; 30. - (Самые красивые и знаменитые). - ISBN 978-5-98986-317-4 (Мир энциклопедий Аванта+). - ISBN 978-5-271-25106-1 (Астрель).
Асташина, Е. История глиняной игрушки : Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево, Петровское, Сомово / Е. Асташина ; фото О. Кузнецовой
// Народное творчество. - 2007. - N 2. - С. 50-53.
Скирченко, С. Солецкая глиняная игрушка[Текст] / С. Скирченко // Народное творчество. - 2013. - № 6 ; Студия. - 2013. - № 6 (96). - С. 18-19.