23 сентября 2022 года сотрудники отдела внестационарного обслуживания населения области посетили своих давних друзей из многопрофильного правового лицея № 8 с интерактивной программой «В гости к дедушке Фольклору», приуроченной к Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Вместе с учащимися четвертых классов мы окунулись в удивительный и волшебный мир устного народного творчества.
Русский народ создал мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные песни, различные сказки, прибаутки, торжественные былины, потешки, скороговорки и т.д. Целыми веками жили эти произведения в народной памяти, передаваясь из уст в уста. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали собирать его и записывать, а позже - издавать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки. Ребята узнали о первых собирателях и издателях фольклорных произведений. Так, первым издателем русских народных сказок был А. Н. Афанасьев. До него русская сказка была почти неизвестна массовому читателю. Составитель А. Н. Афанасьев подготовил в 1855 г. издание книги «Народные русские сказки», которое дошло до наших дней и неоднократно переиздавалось.
Мы не стали останавливаться на русских народных сказках, т.к. всю начальную школу ребята изучают их достаточно подробно, а познакомили школьников с малыми фольклорными жанрами, которые с веками прочно вошли в мир ребенка и стали разновидностью детского фольклора (колыбельные песни, потешки, прибаутки, частушки, пословицы и поговорки, скороговорки, заклички, загадки и др.).
Маленькие, коротенькие рифмованные фразы (скороговорки) являются великолепным упражнением для отработки правильной, чёткой и грамотной речи, развивают дикцию, обогащают словарный запас. С удовольствием учащиеся потренировались в их произношении. Загадки тоже стали одним из способов посоревноваться в сообразительности и смекалке. Недаром говорится: «Загадка – для ума зарядка». Викторина «Угадай пословицу» тоже не оставила никого равнодушным.
Узнали слушатели и о некоторых народных играх и забавах, которые ушли в прошлое («Игра в камушки», «Игра в бирюльки», «Ходули» и др.). Они тоже являются частью детского фольклорного творчества. Кроме этого, познакомились ребята с некоторыми обрядами и традициями народной культуры и вспомнили русские народные музыкальные инструменты.
Народный фольклор – это тема, на которую можно рассуждать бесконечно долго, поскольку каждое направление уникально и интересно. Произведения устного народного творчества не утратило своего воздействия на ребенка и в современное время. Наши предки обладали колоссальными знаниями, а задача молодого поколения - не растерять опыт, накопленный веками и, по возможности, передать его следующему поколению.