«…Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной» (Е.И. Чарушин).
11 ноября 2021 года исполняется 120 лет со дня рождения русского художника-графика, писателя Евгения Ивановича Чарушина заслуженного деятеля искусств РСФСР. Блистательный художник – анималист оформил десятки книг, в том числе и собственных. Его работы наполнены теплом и лиризмом. Общий тираж книг Чарушина составляет более шестидесяти миллионов экземпляров.
Родился Евгений Иванович в 1901 году в небольшом российском городке Вятке в семье губернского архитектора. В родительском доме часто собирались музыканты, художники. С детства родители прививали сыну любовь к природе. Отец брал сына с собой в разные походы и поездки в любую погоду. Семейство было обеспеченным, и детские годы будущего анималиста прошли в достатке. В доме, где было много книг, царила теплая атмосфера любви и творчества.
Родительский дом был густо населен разной живностью: птицы, кошки, поросята, кролики, рыбки, собаки. Мальчик рос в этой среде веселым и озорным. До наших дней сохранились воспоминания близких Евгения Ивановича о том, какое влияние оказала природа на его развитие. Например, плавать он научился, ухватившись за хвосты коров, пересекающих реку, а выговаривать неподдающуюся букву «р» начал, передразнивая карканье вороны. Рисовал мальчик всегда – для него это было таким же привычным делом, как дышать и говорить. Хотя на семейных фото Чарушин-младший выглядит серьезным, на самом деле он был шутником и проказником.
Любимым чтением маленького Жени были книги о жизни животных. Однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжёлых фолиантов. Это был семитомник А. Э. Брема «Жизнь животных», который стал самым дорогим для него подарком. Он берёг эти книги и перечитывал их всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом». И в том, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, тоже немалая доля влияния Брема.
В возрасте четырех лет он начал посещать коммерческое училище, что послужило развитию его художественных интересов. Ученики училища лепили и рисовали преимущественно животных и предметы домашнего быта, часто ходили на экскурсии, наблюдали живую природу, вырезали из дерева барельефы и растительные орнаменты.Будущий художник и здесь проявил себя отъявленным шалунишкой, но его природное обаяние и успехи в учебе заставляли прощать ему все. И даже когда они с ребятами учинили подрыв печки, руководство учебного заведения закрыло на это глаза.
В средней школе он учился вместе с Юрием Васнецовым. В 1922 году Чарушин поступает на живописный факультет Петербургской Академии Художеств. Учась в Академии ему было не интересно академическое рисование, лучше было ходить в зоосад или на птичий рынок. После учебы Евгений Иванович приходит на работу в Детский отдел Госиздата под руководством Владимира Лебедева. Чарушенские рисованные звери понравились Лебедеву. Первая иллюстрированная им книга – рассказ В. Бианки «Мурзук» привлекла внимание не только маленьких читателей, но и многих писателей - знатоков леса и страстных природолюбов.
Чарушин иллюстрирует книги С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Д. М. Мамина-Сибиряка и др, знимается иллюстрациями и к своим книгам «Зверята», «Мишка», «Волчишко» и др. Сам Чарушин писал: «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь». Нарисованные им зайчата, медвежата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности.
В личной жизни иллюстратора и писателя было спокойствие и счастье. Молодой художник женился в 1928 году, с супругой Натальей Зоновой жил дружно и в ладу. У пары родился сын Никита, ставший единственным наследником и продолжателем творчества отца. Своему любимому ребенку Евгений Иванович посвятил сборник рассказов «Никитка и его друзья». Никита Евгеньевич Чарушин является автором иллюстраций ко многим произведениям, его работы представлены в Третьяковке, государственном Русском музее, экспозициях зарубежных галерей.
В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, Евгений Чарушин начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. До войны им было создано около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли – птичий рай», «Животные жарких стран» Продолжал он также иллюстрировать и других авторов – С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы: «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Топу и Томку. Последней книгой, оформленной художником, стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Он является постоянным автором журнала «Чиж» как писатель и художник.
В годы Великой Отечественной Евгений Иванович с семьей был эвакуирован в родной Киров. Излюбленную анималистическую тематику пришлось на время оставить – военное положение вносило свои коррективы. Иллюстратор оформлял спектакли местного драмтеатра, рисовал для сборников «Боевые дни» и «Наука ненависти», писал плакаты на партизанскую тематику, делал роспись в зданиях Кирова. Писатель тесно работал с ленинградским фарфоровым заводом, не только придумывая изображения для росписи, но и изобретая способы их нанесения на готовые изделия. После окончания войны Евгений Иванович увлекся лепкой миниатюрных фигурок зверушек. Но самые его знаменитые работы – настенные росписи в детских садах, клубах, Доме пионеров города Кирова. Сюжеты самые разные – и лесное царство зверей, и Царевна Лебедь, и русский богатырь, сражающийся с трехголовым Змеем Горынычем... Увы, судить о них можно только лишь по черно-белым фотографиям. Ни одна роспись не уцелела: тогда никому просто в голову не могло прийти, что они являются произведениями искусства, требующими сохранения. В гибкой пластике животных, их естественности, непосредственной реакции на окружающий мир, полный шорохов, звуков, подстерегающих опасностей, художник ценит непосредственность чувства, волю к жизни.
Евгению Чарушину посчастливилось дождаться внучку. Сегодня Наталья – член Союза художников РФ, талантливый иллюстратор книг Виталия Бианки, Сельмы Лагерлеф, Николая Сладкова, автор собственных детских произведений. Наталья Никитична по примеру деда увлекается росписью миниатюрных оловянных фигурок. «Если бы все его эскизы были реализованы, ими можно было бы наполнить отдельный музей», – считает внучка художника Наталья Чарушина-Капустина.
Правнучку Чарушина назвали в честь прадеда – Евгенией. По семейной традиции, она иллюстрирует детские издания. Кроме того, проводит лекции об истории своей творческой династии. В начале 2019 года в Санкт Петербурге прошла ее персональная выставка «Таинственные тропинки».
Последней работой Евгения Ивановича в графике были иллюстрации к книге Маршака «Детки в клетке». Художнику была присуждена Золотая медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге в 1965 году.
Годы войны подорвали здоровье творца. После смерти состоялась выставка его иллюстраций в ГДР, где его работы удостоились высшей награды – золотой медали.
По отзывам современников, Чарушин был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся. «Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал», - вспоминал Валентин Курдов.
Своим творчеством Евгений Иванович активно верил в то, что художник и писатель, посвятившие свое творчество детям, должны прививать им любовь к родной природе, ко всякому живому, каждому дереву, цветку, птице. Он щедро одарил своих читателей, заставляя удивляться богатству и многообразию ее форм, учил понимать «маленьких братьев», беречь растительный мир. В этом высокое нравственное содержание его искусства.
Чарушинские зверята словно живые. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло. Художник смотрит на зверей любящими глазами, пробуждая таким образом у маленьких читателей добрые чувства к животным. Тонкий изобразитель животных, умеет лаконичными средствами выразить характер каждого зверька. В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель смог рассмотреть их характерные черты. Рассказывая детям о животных, их нравах, об условиях их существования, художник развивает в ребенке чувство причастности к миру, кровной связи и единства всего живущего на земле.