"Главная задача ребенка – это строительство человека,в которого ему суждено превратиться"
(Мария Монтессори)
27 сентября в России отмечают День воспитателя и всех дошкольных работников. К этой дате хочется вспомнить известных педагогов и воспитателей, без работы которых невозможно представить современного дошкольного образования.
Более подробно хочется остановиться на педагогической методике врача, педагога, ученого Марии Монтессори, которой 31 августа 2020 года исполнился 150 – летний юбилей со дня рождения. По решению ЮНЕСКО ее имя вошло в короткий (всего 4 персоны) список педагогов, которые определили ход педагогического мышления в XX веке. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Школы, работающие по ее методике, занесены в Книгу рекордов Гиннеса.
Кто же такая Мария Монтессори? Иногда кажется, что вся ее жизнь была - вопреки. Она не вписывалась в общепринятые рамки, она ломала стереотипы. С родителями ей повезло. Отец ее был финансистом и высокопоставленным государственным чиновником. Мать - представительницей старейшего итальянского рода, в котором было немало ученых. Единственная долгожданная дочь Мария с детства отличалась целеустремленностью, пытливостью, любознательностью и упрямством. Её характер не раз заставлял родных поволноваться. Маму беспокоило то, что дочь никогда не интересовали куклы и вышивание крестиком. Отец приходил в замешательство, когда настойчивость девочки - подростка стала переходить в упрямство. Например, в 12 лет она заявила, что хочет учиться в технической школе для юношей: обучение в Италии в то время для девочек и мальчиков проводилось отдельно, и техническое образование для барышень предусмотрено не было.
Марию привлекала медицина, которая в Италии XIXвека считалась делом исключительно мужским. В католической Италии это было попросту невозможным. Но только не для Марии. Когда все ее официальные просьбы были отклонены, она добилась личной встречи с Министром образования и сразу сообщила ему, что изучать медицину будет непременно. Преграды никогда не останавливали ее. Девушка поступает на медицинский факультет Римского университета сначала вольным слушателем, а спустя несколько лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М. Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Наблюдая за детьми, которые были предоставлены сами себе, она впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.
В 26 лет Монтессори становится первой в Италии женщиной-врачом, а уже в 28 получает возможность приобрести свой первый педагогический опыт. В 1898 году ей предложили возглавить первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишенных детей. Она полностью изменила порядки в школе и результат был ошеломляющим: все ученики сдали обычные школьные экзамены. Но этого ей показалось мало. Она начинает серьезно изучать проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями, штудирует труды французских психиатров и приходит к пониманию того, что проблемы этих детей скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав внимание на природных факторах, окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы будущей педагогической системы.
В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавить ее попросили Марию Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования, а в 1906 году она принимает решение отказаться от дальнейшей научной карьеры и медицинской практики и заняться педагогической деятельностью со здоровыми детьми.
6 января 1907 года в Риме в бедном квартале Сан-Лоренцо открылся CasadeiBambini – первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями стали 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Надо ли говорить, что изумленным взорам сторонних наблюдателей уже спустя несколько месяцев предстали не маленькие дикари из беднейших полукриминальных семей, а вдумчивые, прилежные и трудолюбивые дети! Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. Учиться к ней приезжают педагоги из разных стран.
О том, как воспитывать своего ребенка, рано или поздно задумывается каждый родитель. Педагогических теорий – сотни, книг о воспитании – сотни тысяч, статей – не счесть. Одни идеи опровергают другие, классический подход давно вызывает разочарование. Как во всем разобраться? Что предпочесть? Книга Елены Тимошенко – для родителей, которые хотели бы разобраться в сути системы Монтессори и понять, почему она дает такие удивительные результаты? Чем детские сады Монтессори отличаются от традиционных? Как распознать монтессори-учителя и чем отличается он от обычного педагога? Что это за методика, в центре которой стоит ребенок? Почему так важен у человека период от рождения до 6 лет? Зачем нужна свобода малышу и к чему она может привести? Как воспитывать, не наказывая и не поощряя? Как учить, не исправляя ошибок? Почему не нужны оценки? Как воспитать в малыше самостоятельность и ответственность? Как можно использовать педагогические принципы системы Монтессори, ежедневно общаясь со своим ребенком? Именно об этом книга Елены Тимошенко (Тимошенко, Елена И. Чудо Монтессори, или Учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний: заметки для родителей / Е. И. Тимошенко. - Москва: Форум, 2015. - 247 с.). В ней содержится много практических советов и полезных наблюдений.
Мария Монтессори создала уникальную систему образования, равной которой в мировом опыте не было, после которой приобрела мировую известность. Она видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей. Феномен ее педагогики заключается в ее безграничной вере в природу ребенка. Девиз ее педагогической методики: «Максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс». «Свобода – единственное средство, которое всегда ведет к наиболее полному развитию характера, ума, чувств и дает воспитателю возможность спокойно наблюдать «чудо» роста», - говорила Мария Монтессори.
Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью она посещает множество начальных школ, внимательно приглядываясь к методам обучения, и все больше испытывает чувство горечи и разочарования. Как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем! Дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного обучения. Так, постепенно, у М. Монтессори кристаллизуется ее первое педагогическое кредо: гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях. Отсюда она делает закономерный вывод: если нельзя изучать ученика, связанного по рукам и ногам школьной дисциплиной, то как же его можно образовывать и воспитывать! Вместо того, чтобы содействовать физическому развитию ребенка, школа задерживает его и почти не дает проявляться свободной инициативе. М. Монтессори приходит к выводу, что методы, которые применялись ею столь эффективно для обучения аномальныхвоспитанников, могут быть продуктивно использованы и для развития нормальных детей.
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину она также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. В книге «Монтессори» автор знакомит с уникальной методикой, созданной Марией Монтессори, направленной на всестороннее развитие ребенка с первых месяцев жизни.
Именно в раннем возрасте малыш наиболее восприимчив к обучению, и его растущий мозг впитывает знания как губка. Задача родителей - правильно использовать этот прекрасный период (Д'Эсклеб, Сильви. Монтессори: 150 занятий с малышом дома: [с 0 до 6 лет: 12+] / Сильви Д'Эсклеб, Ноэми Д'Эсклеб; [пер. с фр. Н. Озерской]. - Москва: Эксмо: Бомбора, 2018. - 312, [8] с. : ил.). В пособии вы найдете 150 разнообразных упражнений, которые малыш может выполнять вместе с вами дома.
Занятия разделены не только по возрасту, но и по тематике: обучение практическим навыкам, развитие сенсорного восприятия, знакомство с математикой, развитие речи и познание окружающего мира. Все упражнения подробно описаны и соответствуют принципам системы Монтессори, а в качестве материалов можно использовать предметы домашнего обихода.
Это уникальное пособие поможет вашему ребенку учиться новому и развиваться с удовольствием!
Мало кто знает, что первый опыт монтессори-педагогики в России был сельским. Селом этим была Ясная Поляна, а первым организатором этого опыта – любимая дочь Льва Толстого – Татьяна. Ей же принадлежит и первая отечественная книга о методе Монтессори, которую мы предлагаем вашему вниманию. Книга «Три путешествия в Рим к Марии Монтессори» (Сухотина-Толстая, Татьяна Львовна. Три путешествия в Рим к Марии Монтессори: [сборник: посвящается 100-летию педагогики Марии Монтессори в России] / Т.Сухотина-Толстая, Ю. Фаусек, Е. Тихеева. - Санкт-Петербург: Образовательный центр «Участие»: Лема, 2012. - 160 с.: ил.) посвящена 100-летию педагогики Марии Монтессори в России и подготовлена по следующим изданиям:
Сухотина Т. Л. Мария Монтессори и новое воспитание. – М., Изд-во Горбунова-Посадова, 1914.
Тихеева Е. И. Дома ребёнка Монтессори в Риме, их теория и практика. Пг., 1915
Фаусек Ю. И. Месяц в Риме в «Домах Детей» Марии Монтессори. – Пг., 1915.
Книга Марии Монтессори «Мой метод. Начальное обучение» (Монтессори, Мария. Мой метод. Начальное обучение: [метод научной педагогики] / [пер. с фр. Л. Б. Печатникова; рус. ред. Е.А. Хилтунен].- М.: АСТ: Астрель, 2006 (Владимир: Владимирская книжная типография). - 351 с.: ил.) является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. В первой части книги М. Монтессори излагает основные принципы своей педагогической системы, философские, психологические и педагогические ее основания. Во второй - описываются методы работы с детьми 6-10-летнего возраста, приемы работы педагога при обучении детей грамматике, математике и основам других наук.
Немногим педагогическим системам была уготована такая многолетняя судьба. «Мысль о том, что ребенок является личностью самостоятельной, казалось, не придет никогда и никому», - писала Монтессори в статье «Ребенок в семье. Чистый лист». Это была чистая страница в истории педагогики. И эту страницу ей удалось заполнить. В центре своей педагогической системы она поставила РЕБЕНКА, тем самым совершив настоящий переворот в педагогике. Главная задача ребенка – «это строительство человека, в которого ему будет суждено превратиться», - писала она.
Список использованных книг:
Д'Эсклеб, Сильви. Монтессори: 150 занятий с малышом дома: [с 0 до 6 лет: 12+] / Сильви Д'Эсклеб, Ноэми Д'Эсклеб; [пер. с фр. Н. Озерской]. - Москва: Эксмо: Бомбора, 2018. - 312, [8] с. : ил.
Монтессори, Мария. Мой метод. Начальное обучение: [метод научной педагогики] / [пер. с фр. Л. Б. Печатникова; рус. ред. Е.А. Хилтунен]. - М.: АСТ: Астрель, 2006 (Владимир: Владимирская книжная типография). - 351 с.: ил., портр.
Сухотина-Толстая, Татьяна Львовна. Три путешествия в Рим к Марии Монтессори: [сборник: посвящается 100-летию педагогики Марии Монтессори в России] / Т.Сухотина-Толстая, Ю. Фаусек, Е. Тихеева. - Санкт-Петербург: Образовательный центр «Участие»: Лема, 2012. - 160 с.: ил.
Тимошенко, Елена И. Чудо Монтессори, или Учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний: заметки для родителей / Е. И. Тимошенко. - Москва: Форум, 2015. - 247 с.