25 июня отмечался День дружбы и единения славян. Идея праздника возникла в 1991 году вследствие распада Советского союза, когда образовалось больше независимых славянских государств, и возникла необходимость к налаживанию дружественных и партнерских отношений в новых условиях. Праздник был создан для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру, традиции и многовековую связь друг с другом.
«Веками славяне роднились друг с другом,
Всегда это было, во все времена.
От сопок Камчатки до южного Буга
Славянская дружба, как прежде, сильна.
В республике нашей народы едины,
Славянского братства не гаснет костёр.
Поёт Беларусь, Коми и Украина,
Сливаясь с Россией в один общий хор»
(С. Пахтушкин «Славянское братство»)
День дружбы и единения славян – праздник, который олицетворяет единение всех наций в одну – славянскую. Он празднуется в Польше, Чехии, Болгарии, Черногории, России, Украине, Белоруссии и других бывших советских республиках.
Славян делят на три подгруппы: восточных, западных и южных. Русские относятся к восточным славянам, так же как украинцы и белорусы. К странам западного славянства относят Польшу, Чехию, Словакию. Южные – Македония, Черногория, Босния, Хорватия, Сербия, Словения.
Празднование этого дня - еще один повод объединить славян и напомнить всему миру о богатых традициях, присущих славянской культуре.
Уважаемые читатели, представляем вам виртуальную выставку из фонда Отдела внестационарного обслуживания населения области Псковской областной универсальной научной библиотеки на эту тему.
Большая книга Российских праздников / Дмитриева Валентина Геннадьевна, Куршева Ю. / В. Дмитриева ; [худож. Ю. Куршева]. - Москва; Санкт-Петербург : Aстрель; Сова, 2010. - 158, [1] с.
В этой книге рассказывается об истории российских праздников – как государственных (светских), так и религиозных, а также о праздничных обычаях, принятых в России и других странах. Издание адресовано детям, родителям, педагогам, воспитателям.
Примером одного из праздников может послужить Праздник Ивана Купалы. Полюбившийся многим летний народный праздник появился ещё в дохристианские времена. Его возникновением мы обязаны восточным славянам, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы. Одним из самых важнейших был для них бог Солнца Ярило.
Праздник Купалы наши предки отмечали по старому стилю 24 июня (по новому - 7 июля). Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. По времени проведения Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи – крупным христианским праздником.
Отмечать праздник начинают с 6 июля. Этот день в народном календаре называется Аграфена Купальница. Наши предки топили бани, в которых парились и мылись. Девушки и женщины ходили в лес, чтобы приготовить банные веники на ближайший год. В качестве материала для их создания использовали молодые ветви берёзы, черемухи, ивы, ольхи и других лиственных деревьев. Заготавливали веники под пение песен.
Девушки надевали лучшие наряды, ходили по домам и просили: «умойте». По обычаю им должны были дать что-то из девичьих украшений (бусы, серьги, ленточки и т. д.). Парни днем ходили на речку и набирали в ведра мутную и грязную воду, которой потом обливали прохожих. Больше всего доставалось девушкам, которые старались отомстить молодым людям, и тоже обливали их водой. Вдоволь навеселившись, молодежь отправлялась к реке купаться.
Вечером девушки и молодые незамужние женщины гадали на суженого. Они находили около дороги подорожник, срывали его со словами: «Подорожник-подорожник, ты растёшь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне любимого моего». Вечером сорванное растение клали под подушку, а утром следующего дня вспоминали, кто же им привиделся во сне.
Ближе к закату на берегах водоёмов или на возвышенностях разжигали костры. Молодежь приносила со всего села большое количество хвороста, который складывали в высокую пирамиду. В центре пирамиды устанавливали шест, а на него насаживали смоляную бочку, колесо и череп коровы или лошади. Костры разжигали поздним вечером, огонь горел до самого утра. В некоторых селениях огонь из костра несли в жилище, от него разжигали новый огонь в очаге. К костру должны были выйти все женщины, проживающие поблизости. Вокруг костра водили хороводы, пели купальские песни, прыгали через огонь. Кто выше все прыгнет, тому быть счастливым. Верили, что прыжки через купальский костёр помогут очиститься от порчи и сглаза, а также защитят от нападения русалок. Девушек, которые не прыгнули через огонь, называли ведьмами. За это их могли облить водой или отхлестать крапивой.
Обязательным атрибутом праздника являлся купальский венок, который изготавливали из полевых трав и цветов до праздника. Во время праздника венок чаще всего уничтожали. Его бросали в реку, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище. Иногда венок сохраняли, чтобы в дальнейшем использовать для лечения или защиты огородов и полей от града и насекомых.
На закате девушки гадали, опуская в водоем свой венок. Загадывали желание и смотрели, потонет их венок или поплывет. В первом случае загаданному не суждено сбыться, а во втором – сбудется. Чем дальше уплывет венок, тем быстрее осуществится заветная мечта. Таким же образом гадали и на суженого. Чей венок поплывет, та девушка в ближайший год замуж выйдет. Если же венок потонет, то год в девках сидеть. В какую сторону венок поплыл, оттуда и ждать будущего супруга.
Бутромеев, Владимир Петрович. Верования и предания русского народа : толковый словарь символов, верований и представлений древних славян и русского народа о мироустройстве и смысле бытия, пространстве и времени, жизни и смерти, исторических событиях, растениях и животных и о своем национальном характере / Бутромеев Владимир Петрович / Владимир Бутромеев. - Москва : Вече, 2010. - 239 с.
Каждый народ, сумевший прожить хотя бы тысячу лет, сохраняя свою, только ему свойственную сущность, создает свою веру, свои идеалы, свои жизненные правила и принципы и выражает их в символах, образах и понятиях. Все это называется миропониманием, мировосприятием, миротворчеством этого народа.
Очень сложно, по мнению автора, представить в одной книге национальный характер народа, плодотворно прожившего тысячу лет. Тем более в книге небольшого объема. Но важно и нужно начать. Может быть, эта книга будет первоначальным эскизом, который со временем станет более полной картиной.
Русский народ, сформировавшийся из восточнославянских племен и трех народов - великороссов, малороссов и белорусов, прожил долгую, сложную и многотрудную, в некоторые моменты трагическую, но плодотворную жизнь. Он создал величайшее государство. Он создал великую науку и великую культуру. Он коснулся своей мыслью и тайн природы, и тайн души, и недоступных тайн первопричин бытия. И все это воплотилось в нем самом, в его национальном характере, отражающем его неповторимую жизнь со всеми присущими этой жизни великими и малыми делами, подвигами, страданиями, удачами и потерями, победами и поражениями, верой и верованиями, сказаниями и легендами, обычаями и поверьями, и даже суевериями, с великими прозрениями его гениев, с трудами рук его землепашцев, мужеством его воинов, картинами его художников, творениями его знаменитых поэтов и никому не известных создателей былин, сказок и пословиц.
Власова, Марина Никитична. Энциклопедия русских суеверий / Власова Марина Никитична / Марина Власова. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. - 622, [1] с.
Книга знакомит читателей со сложным комплексом верований, бытовавших в среде русского крестьянства в 19-20 вв. Ее основные «герои» - домовые, водяные, русалки, лешие, упыри, оборотни, черти и прочая нечистая сила. Их образы оказались поразительно живучими в народном сознании, представляя и ныне существующий пласт традиционной культуры.
Бесспорный интерес вызывают широко цитируемые автором фольклорные и этнографические источники, архивные материалы и литературные публикации. Издание адресовано широкому кругу читателей.
Зайкина избушка / Кузьмин Сергей Вильянович; Пустовалова Ирина; Пустовалов Владимир : русские народные сказки : [0+ / сост. С. Кузьмина] ; худож. Ирина и Владимир Пустоваловы. - Москва : Вече, 2014. - 61, [2] с. – (Ожерелье сказок).
В книге собраны красочно и образно иллюстрированные русские народные сказки в обработке для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти сказки знакомят ребенка с волшебным миром сказочных героев и могут стать теми первыми произведениями, которые ребенок прочтет сам.
Колыбельные, потешки, лепеталки / Воронова Ольга; Кожевников Александр Юрьевич : [для чтения взрослыми детям] / худож.: Ольга Воронова [и др.]. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012 [т.е. 2011]. - 107, [4] с.
В этой книге вы найдете веселые потешки, чудесные колыбельные и забавные лепеталки, которые обязательно понравятся вашему малышу.
Лаврова Светлана Аркадьевна. Русские игрушки, игры, забавы : [для младшего и среднего школьного возраста] / Лаврова Светлана Аркадьевна / Светлана Лаврова. - Москва : Белый город, [20--?]. - 47, [1] с.
Мячи и лошадки, волшебные птицы и куклы-обереги, веселый Петрушка и румяные матрешки – игрушечные герои этой книги. А еще мы вспомним, как на Руси играли в «пять камушков», в бирюльки, в бабки, в лапту, в городки; как водили хороводы и пекли вкусные игрушки к праздникам; как лихо катались на санках с гор и сжигали чучело Зимы на Масленицу; как отважно атаковали снежные крепости и завоевывали почетный титул «Царь горы». Словом, автор призывает поиграть.
Мамины сказки / Давыдов Алексей Сергеевич : лучшие сказки и игры со всего света : [0+ / авт.-сост. А. С. Давыдов ]. - Москва : Эксмо; ОЛИСС,2018. - 392 с.
Чем занять малыша, когда за окном дождь? А когда вы готовите на кухне или гуляете во дворе? Какую сказку или историю рассказать малышу на ночь? В этой книге вы найдете ответы на все эти вопросы. Каждый день, открывая новую страницу, вы сможете развлечь малыша новой игрой и прочитать ему перед сном одну из лучших сказок мира. Вы сможете познакомить ребенка со сказками разных народов, которыми зачитывались многие поколения детей, ведь сказки, как ничто другое, учат добру и справедливости. И не важно, когда вы впервые откроете эту книгу: зимой или летом, весной или осенью, – целый год вам не придется ломать голову над тем, как и чем занять ребенка.
Развивающие и подвижные игры, изложенные в простой, понятной форме, сказки со всего света и красочные иллюстрации наверняка понравятся ребенку.
Герои лучших сказок мира приглашают детей и родителей в захватывающее сказочное путешествие по странам и континентам. Шаг за шагом вы будете двигаться от сказки к сказке и выполнять дополнительные задания. В книге собраны лучшие сказки мира и 365 настольных, обучающих, развивающих и подвижных игр и заданий. Читайте и играйте для души!
Повесть временных лет / ОЛМА медиагрупп ; пересказ Марины Замотиной ; [худож. Ирина Лыткина]. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 190, [1] с.
«Повесть временных лет» – летописный свод, составленный в 1113 году. Эта летопись, повествующая о древнейших судьбах Русской земли, приписывается монаху Киево-Печорского монастыря Нестору. Но дошла она в переработке 1116 года, сделанной Сильвестром, игуменом Выдубицкого монастыря под Киевом. Переработка Сильвестра лучше всего сохранилась в Лаврентьевской летописи 1377 года, хранящейся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. В 1118 году была сделана еще одна переработка Несторовой летописи, которая читается в Ипатьевской летописи (20-е годы XV века). Она хранится в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге).
«Повесть временных дет» означает «минувших» и получила название по первым словам, которые раскрывают основную тему всего повествования. Они звучат в подлиннике так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее книжити, и откуду Русская земля стала есть».
«Повесть временных лет» оставалась жизненной не только в продолжение всей древней истории Руси. На ней воспитывались русские люди и последующих веков. Любовь к Родине – основной мотив «Повести».
Родные сказки : с классическими иллюстрациями : [для детей среднего школьного возраста] - Москва : АСТ, 2013. - 77, [2] с.
Эта книга, несмотря на небольшой объем, очень ярко представляет наши родные русские сказки, потому что сюда вошли сказки всех основных жанров: волшебные, бытовые и сказки о животных. Традиции русской авторской сказки представляют произведения А.С. Пушкина и П. Сухотина. Красочные иллюстрации замечательных художников Б.В. Зворыкина, Э.Э. Лисснера, И.Я. Билибина и С.М. Дудина вошли в сокровищницу русской книжной графики.
Русские сказки для самых маленьких / Кочергин Николай Михайлович : [для детей дошкольного возраста] / иллюстрации Николая Кочергина. - Москва : Нигма, 2012. - 59, [4] с.
Для Николая Кочергина русская сказка была главной темой и любовью. Рисунки художника на темы русской старины отнесены к числу выдающихся работ отечественной книжной графики. В книгу вошли русские народные сказки: «Маша и медведь»,«По щучьему веленью» и сказка М. Горького «Про Иванушку-дурачка».
Интересные факты
- огонь у древних славян был символом жизни. Отсюда и в народных сказках девушки прыгают через костер – совершают обряд на долгую жизнь и здоровье;
- тридесятое царство из сказок – это загробный мир у славян. По поверью, именно там текли молочные реки с кисельными берегами и все было сказочно красивое, золотое;
- древние славяне делали жертвоприношения в виде человеческих жизней. Это подтверждено летописями тех времен;
- у славян принято всем жить в одном доме: родителям, детям и их детям. У славянских народов развит культ предков;
- изгнанные славяне собирались в группы, так как в одиночку выжить было трудно. Все в группе считали друг друга братьями, отсюда семь богатырей из народной сказки, которые живут в лесной избушке;
- в возрасте трех лет каждого ребенка сажали на коня;
- у славян была традиция - воровать невест. Считалось, что девушка обидит духов рода, если по своей воле покинет свою семью;
- слово «веды» означает «знание». Ведьма - совсем не обидное слово, а символизирует мудрую, «знающую» женщину. Дословно «ведьма» – ведающая или знающая мать;
- славяне даже не знали, что такое огурцы, помидоры, лук, свекла. Тогда на Руси просто не было этих овощей. Люди ели в основном каши, мясо, хлеб, рыбу. И всего этого у них было в изобилии;
- название «гречка» придумали славяне, потому что впервые на земли Древней Руси эту крупу привез греческий купец. Она стоила очень дорого и ели ее только по праздничным дням.
Наша дружба, наша вера
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля
Не погибнет никогда!
И пока на белом светит
Солнце светит нам во след,
Мы славянам всем желаем
Быть едиными навек!