29 февраля 2020 года отмечался 100-летний юбилей одного из выдающихся русских писателей, литературоведов, публицистов Федора Александровича Абрамова.
В рамках Года памяти и славы мы хотели бы познакомить читателей с книгой Федора Александровича Абрамова «О войне и победе», которая имеется в фонде нашей библиотеки.
«Я родился в самом красивом месте России, для меня, конечно, красивейшем. В Архангельской области, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов. В краю былин и сказок...», - так писал Фёдор Абрамов о своей малой родине. Читателям он больше известен как представитель значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов – так называемой «деревенской прозы».
Абрамов, Федор Александрович. О войне и победе / [сост., вступ. ст. и коммент. Л.В. Крутиковой-Абрамовой]. - СПб. : Нева, 2005. - 232 с. : ил.).
Данное издание впервые включает все художественные и документальные произведения Федора Абрамова о Великой Отечественной войне и Победе. Среди них - уникальные дневниковые записи времен войны (1942–1945 гг.) и последующих лет (1946–1983 гг.), глава из романа «Две зимы и три лета», повести («Вкус победы», «Хлебная корка», «В день Победы», «Медное колечко», «Зарок блокадницы», «Из войны», «Ужасы блокады» и др.), рассказы, большей частью незавершенные, но не менее значимые, свидетельствующие о многолетних размышлениях писателя о минувшей войне («В сентябре 1941 года», «Молодой командир», «Из фронтовой жизни», «А войне еще не кончилась» и др.). И наконец, страстное публицистическое слово Абрамова, посвященное героям Отечественной войны, живым и погибшим, рядовым и знаменитым, в котором он убеждал нас: «жить и работать по высшим законам совести и справедливости, с сознанием вечного и неоплатного долга перед погибшими».
По словам жены и соратника Л.В. Крутиковой-Абрамовой писательское кредо Федора Абрамова является актуальным и по сей день: «Будить, всеми силами будить Человека в человеке», «поддерживать в духовной форме свой народ».
Книга писателя обращена к будущему, т.к. в ней звучат вечные вопросы: о смысле жизни, о назначении человека, об ответственности каждого из нас за свои устремления, за свою судьбу. Ему была важна не только та война со взрывами, обстрелами, налётами фашистских бомбардировщиков, хотя будучи очевидцем и участником боевых действий под Ленинградом в самом жестоком 1941 году, имея 2 серьёзных ранения, успев хлебнуть блокадного голода и холода, он мог многое рассказать об этом. Федор Абрамов знал, что у этой медали есть обратная сторона, без которой Великая Победа могла и не состояться. Подвиг всей страны от мала до велика, от малолетних партизан до женщин-хлеборобов, - вот то, что находилось в фокусе произведений писателя. Писатель старался показать страдания всего русского народа, в том числе и тех, кто оставался в тылу. Тяготы и лишения, свалившиеся на слабые женские плечи, преждевременное взросление вчерашних мальчишек и девчонок, неподъемные нормы колхозных заготовок, повсеместная жизнь впроголодь, - вот такой предстаёт деревенская глубинка в произведениях писателя. Приведем отрывок из книги: «Меня часто спрашивают: почему я, участник Великой Отечественной войны, доброволец Ленинградского ополчения, дважды раненный в боях, не написал ни одного произведения о войне? Но так ли это? Разве беспрерывные сражения баб, подростков и стариков в тылу за жизнь, за помощь отцам и братьям, воевавшим на фронте,– разве это не война? Давно сказано: страна была единым военным лагерем. И бабья, подростковая и стариковская война в тылу…была не менее страшной и героической, чем война на фронте. Да, снаряды не падали, не рвались. Но работа на износ, работа и за себя, и за мужиков, ушедших воевать, голод, разутость и раздетость – сколько они унесли баб, стариков, подростков, детей? Кто пытался подсчитать эти жертвы войны? А похоронки, которые взошли страшными всходами по всей стране – безотцовщиной? А как не подумать о целом поколении девушек, да не одном, а нескольких, которым суждено стать вдовами, не выйдя замуж? Это ли не всенародная трагедия? Это ли не страшно? И все это и многое другое называется бабьей, подростковой и стариковской войной в тылу. Так можно ли говорить, что я не писал о войне?».
Личный опыт Абрамова военных и послевоенных лет был широк и многообразен. Он пережил трагедию блокадного Ленинграда и не менее страшные сражения в тылу. Прежде всего, писатель считал своим долгом рассказать именно об этой страшной военной и послевоенной трагедии миллионов простых тружеников. Об этом – знаменитая тетралогия «Братья и сестры», равная по масштабу «Войне и миру» Л. Толстого.
О войне Федор Абрамов говорил так: «…когда у нас говорят, пишут, что второй фронт в эту войну был открыт в сорок четвертом году – это неверно. Второй фронт был открыт русской бабой еще в сорок первом году, когда она взвалила на себя всю эту мужскую непосильную работу, когда на нее оперся всей своей мощью фронт, армия, война. Я уже не говорю о подвигах той же русской женщины после войны. Ведь бедная, думала, что война кончилась, начнется жизнь, а война кончилась – к ней снова: давай хлеб, давай молоко, корми города, давай лес… А безотцовщина? Трудно даже вообразить, что все это пало на плечи русской женщины. Я не буду сегодня говорить о той роли, которую сыграла русская женщина в истории, ведь и в прошлом Россия всей тягостью опиралась на женщину. Таково было положение в России, что большую часть своей жизни наш мужик воевал. И вот очаг домашний, тепло домашнее, песня, – все это теплилось и взрастало новое поколение прежде всего вокруг женщин, это нельзя забывать никогда. И, конечно же, русская баба, русская женщина достойна самых великих памятников…».
Постоянно осмысляя уроки прошлого, уроки войны и Победы, он задавал себе, друзьям и читателям вопрос: а так ли мы живем? В дни Победы он всегда вспоминал погибших друзей, радовался, что остался жив, но и негодовал, возмущался, что не подсчитаны все жертвы войны, не восстановлена в стране справедливость, не достигнута достойная жизнь миллионов. В заметках звучит голос писателя – мыслителя, гражданина, озабоченного судьбой России, народа, человека: «…выполняем ли мы свой долг перед павшими? Они отдали жизнь, стояли насмерть, а мы? Не разжирели ли? Не переродились ли? Что делаем? Как себя ведем? Увековечить ребят в мраморной доске надо. Но достаточно ли этого? Самый ли это главный памятник павшим? Главный памятник павшим – это наши дела сегодня, наше поведение. Выдержали ли мы экзамен? И не тяжелее ли выдержать проверку жизнью (долгой), чем проверку войной?».
А знаете ли вы, уважаемые читатели, что именно потому, что о Ленинградской блокаде нельзя было сказать всей правды, Абрамов отказался в конце 1960-х годов от предложения Алеся Адамовича написать совместно «Блокадную книгу». Только тогда Адамович обратился к Д. Гранину.
Женой, соратником, а также первым критиком всех произведений писателя была его жена, Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, которая и после смерти мужа на протяжении долгих лет выполняла его наказ: «Живи за двоих и заверши мои писательские дела». Федор Абрамов очень любил и ценил свою вторую половинку, отзываясь о ней так: «Мне попалась жена, у которой с ранних лет был обостренный вкус к вопросам нравственным, духовным. И наш семейный брак – это брак социологии и нравственности. Я не могу не сказать о ней добрых слов, потому что она мой соратник. Она человек, без которого я вообще-то ничего не делаю ни в жизни, ни в литературе».
Всю свою жизнь Федор Александрович призывал людей не забывать, что именно благодаря силе духа тех героев, чья жизнь была забрана на поле боя и во время голода в Ленинграде, нам дан шанс на светлое будущее. И мы не имеем права осрамить святую память недостойным поведением. Он вовсе не идеализировал своих погибших однокурсников, не приписывал блокадных ленинградцев к лику святых. Он лишь напоминал о том великом подвиге, на который оказались способны люди в то страшное время. И призывал подрастающую молодёжь не только брать с них пример, но и расти, становиться лучше и сильнее.