«Ваш образ так оформлен славой,
Так ею властно завершен,
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он…»
(С. Спасский «Анне Ахматовой»).
Анна Андреевна Ахматова - русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур в русской литературе XX века. 23 июня 2019 года ей исполняется 130 лет со дня рождения. В ее стихах присутствуют классическая элегантность, почерпнутая у Пушкина, и поразительная страстность, связанная с драматичностью ее судьбы. Марина Цветаева называла ее «Анной всея Руси», как чествуют цариц.
Анна Ахматова относится, пожалуй, к разряду тех женщин, которых, увидев раз, уже не забывают. Помимо своего яркого поэтического дарования, она обладала еще и необыкновенно выразительной внешностью. Многие мужчины восхищались еекрасотой, посвящали ей стихи. Многие художники, скульпторы и фотографы почитали за честь запечатлеть ее легендарный чеканный профиль, знаменитую челку и королевский стан. Современники отмечали характерные особенности ее облика, необыкновенную манеру держаться и говорить. Скульптор Василий Астапов, создававший в 1960-х годах бронзовый бюст Ахматовой, вспоминал: «Чем значительнее личность человека, тем труднее и ответственнее создание его портрета – будь то на холсте, в бронзе или мраморе или словами на бумаге. Художнику нужно быть достойным своей модели ».
«Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны… Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией от первых книг о любви до стихов стоящего под огнём Ленинграда» (К. Паустовский).
У Ахматовой был чуткий слух, феноменальная слуховая память, красивый, богатый тембровыми оттенками ипотому особенно выразительный, голос. Осип Мандельштам утверждал, что «стихи Ахматовой сделаны изголоса, составляют сним одно целое» и«тесчастливцы, которые слышали ахматовское чтение, богаче будущих поколений, которые его неуслышат».
По мнению многих современников, она поразительно умела чувствовать эпоху и жить в параллельно в самых разных временных измерениях. Об этом очень хорошо говорят стихи Ирины Маляровой, написанные в марте 1966 года:
«Есть на земле счастливые сердца,
По капельке, по искорке, по вздоху
В себя переселившие эпоху,
Ей верные до самого конца.
Когда такой уходит человек,
Живые по нему часы сверяют.
И время на секунду замирает
И лишь потом выравнивает бег».
Нам с вами, дорогие читатели, остается очень важная, но совсем нетрудная миссия: помнить, сохранять и передавать по наследству поэтическое творчество Анны Ахматовой. И, может быть, тогда в душе современного человека найдется небольшое местечко для настоящей и искренней лирики, во все времена делающей палитру наших чувств намного богаче.
«Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха…»
(Н. Гумилев «Она»)
Предлагаем вам, уважаемые читатели, познакомиться с чудесными творениями Анны Андреевны Ахматовой, а также с литературой о жизни и творчества великого мастера слова, которые находятся в фондах Псковской областной универсальной научной библиотеки.
Ахматова, Анна Андреевна. Стихотворения ; Поэмы / А. А. Ахматова. - Москва : АСТ : Астрель, 2009 (макет 2010). - 190, [1] с. - (Хрестоматия школьника).
В книгу вошли жемчужины лирики Анны Ахматовой - стихи, относящиеся к самым разным этапам ее творчества - от ранних, акмеистских сборников «Вечер», «Четки» и «Белая стая» до поздних, зрелых, мастерских творений - циклов «Нечет» и «Бег времени»…
Ахматова, Анна Андреевна. Все обещало мне его : Стихотворения. - М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 384 с.: ил.
Каждая новая встреча с лирикой Анны Ахматовой - нечаянная радость. Есть поэты для поэтов, есть поэты для критиков. Ахматова - поэт для читателей. В данном сборнике опубликованы только те ахматовские стихи, которые она сама считала лучшими, в том числе первые ее книги – «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «AnnoDomini».
Ахматова, Анна Андреевна. Я научила женщин говорить... / Анна Ахматова ; [сост. и коммент. А. Дмитриев]. - Москва : Эксмо, 2009. - 430, [1] с. - (Поэт и время).
Перед вами дневники Анны Ахматовой - самой исстрадавшейся русской поэтессы. Чем была наполнена ее жизнь: раздутым драматизмом или искренними переживаниями? Книга раскроет все тайны ее отношений с сыном, мужем и секреты ее многочисленных романов. Откровенные воспоминания Лидии Чуковской, Николая и Льва Гумилевых прольют свет на неоднозначную личность Ахматовой и расскажут, какой ценой любимая всем миром поэтесса создавала себе биографию.
Ахматова, Анна Андреевна. Реквием ; Поэма без героя ; Переводы из Джакомо Леопарди = Requiem ; Poemasenzaeroe ; TraduzionidaGiacomoLeopardi/ Анна Ахматова. - Москва : Центр книги Рудомино, 2011. - 239 с. : ил., портр.
Издание с параллельными текстами на русском и итальянском языках. В сборник вошли «Реквием» и «Поэма без героя» в переводе Карло Риччо, а также переводы А.А. Ахматовой из Джакомо Леопарди. В оформлении книги использованы рисунки Амедео Модильяни. Издание приурочено к Году России в Италии и Италии в России.
Ахматова, Анна Андреевна. Малое собрание сочинений / Анна Ахматова ; [текстология, сост., предисл. и примеч. Наталии Крайневой]. - Санкт-Петербург : Азбука, 2012. - 618, [1] с.
В настоящем томе собрана большая часть творческого наследия Анны Ахматовой, как поэтического, так и прозаического: книги «Вечер», «Четки», «Белая Стая», «Подорожник», «Аnnо Domini», поэмы «Путем всея земли» («Китежанка») и «Реквием». Сюда вошли также «Поэма без героя», автобиографическая и мемуарная проза поэтессы.
В издании сохранены особенности авторского написания, сохраняется авторская пунктуация подлинников, соблюдается по возможности вид записи текстов произведений.
Ахматова, Анна Андреевна. Ваша Ахматова : стихотворения, поэмы, переводы, статьи, воспоминания, хроника жизни и творчества, автографы / [Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) Рос. акад. наук, Международный Пушкинский фонд «Классика»; сост. - Ю. В. Зобнин, Н. Н. Скатов]. - Москва : Классика, 2013. - 518 с. : ил., цв. ил. - (Издательская программа Международного Пушкинского фонда «Классика»)
Королева, Нина Валериановна. Анна Ахматова «Души высокая свобода» : творческий путь поэта / Н.В. Королева ; Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького Рос. акад. наук. - Москва : ИМЛИ РАН, 2016. - 470, [1] с.
Автор настоящей монографии ставит перед собой целью - проследить эволюцию творчества поэта Ахматовой, включив новые факты ее биографии и ранее мало изученные тексты, сопоставив творчество поэта с поисками и достижениями ее современников. Личное знакомство с людьми, близко знавшими поэта в предвоенные и военные годы, позволило автору получить списки и рукописи, ранее не известные или не оцененные ахматоведами. Новизна угла зрения на предмет исследования - творческий путь и личность Анны Ахматовой - позволяет автору по-новому взглянуть на историю взаимоотношений государства и поэта, сущностью поведения которого являлась «души высокая свобода», по-новому оценить значение «дворянского периода» в развитии русской и мировой культуры. Во втором разделе монографии рассматриваются проблемы родства и противостояния направлений символизма и акмеизма, особенности прозы поэта Анны Ахматовой, ее работа переводчика.
Мусатов, Владимир Васильевич. «В то время я гостила на земле…» : лирика Анны Ахматовой / Владимир Мусатов. - Москва : Азбуковник, 2016. - 639 с.
Книга Владимира Мусатова - последний труд выдающегося ученого, оборванный внезапной смертью. Безусловно, эта работа, доведенная автором до окончательной реализации замысла, была бы более академичной по тону. Но и фрагментарная и неотшлифованная, она вызовет глубокий интерес думающего читателя.
Книга адресована специалистам по творчеству А. Ахматовой и в целом - по литературе первой половины XX века, студентам-филологам, преподавателям литературы и всём, кто любит настоящую высокую поэзию и живую мысль.
А. А. Ахматова и Православие : сборник статей о творчестве А. А. Ахматовой / Междунар. фонд единства православных народов ; [сост. В. А. Алексеев]. - Москва : К единству!, 2008. - 526, [1] с.
Анне Ахматовой еще в молодости были предсказаны драматические жизненные испытания и великое поэтическое будущее. Испытания не заставили себя ждать, но, чтобы заслуженно и бесспорно стяжать в русской литературе XX века величественный и тяжелый венец «царицы отечественной поэзии», ей, видимо, нужно было обязательно написать «Поэму без героя». В поэме не только кровью исстрадавшегося сердца, озарениями измученной души, всепрощающей любовью, как это присуще, наверное, только русской женщине, и не столько накопленным немалым жизненным опытом и природной мудростью, но прежде всего Промыслом Божиим был дан ключ к ответу на главный вопрос XX века - какая великая драма происходила в нашей стране в первой половине столетия и как сумели выстоять Россия и ее люди в это окаянное, вероятно, одно из самых трагических времен в и без того нелегкой отечественной истории?
Найман, Анатолий Генрихович. Анна Ахматова. Когда мы вздумали родиться / Анатолий Найман. - Москва : ОГИЗ : АСТ, 2018. - 318, [1] с., [8] л. ил. - (Эпоха великих людей).
Эта книга о попытке случайно соединившихся людей, для которых культура была в той или другой степени необходимой координатой жизни, выразить ей, культуре, за это благодарность. Или по-другому - о попытке читателей стихов передать свою признательность поэту за испытанные от чтения чувства, за пережитый душою подъем. О том, насколько удачно, полно или, напротив, нескладно, схематично это осуществилось.