Таинственный юбиляр: к 55-летию В. О. Пелевина
Пелевин – писатель, чьи книги представляют собой своего рода энциклопедию духовной и интеллектуальной литературы. Любое из его сочинений можно рассматривать как пособие по мифологии. Но для того чтобы понять смысл идей Пелевина, необходимо обладать в достаточной мере информацией из области истории религии и философии. Далеко не каждому даже образованному читателю под силу расшифровать интертекстуальные отсылки, которые присутствуют в его книгах. В текстах этого автора присутствуют религиозные и философские трактаты. Чтение книг Пелевина напоминает разгадывание кроссворда. Некоторые литературоведы и поклонники творчества Пелевина полагают, что его проза – это увлекательный учебник религиоведения.
Автор, о котором идет речь, отличается от многих своих коллег тонким художественным вкусом и необыкновенно развитым воображением. По крайней мере, так полагает большинство российских критиков. Пелевину удается в каждой книге найти новый ракурс и оригинальный подход. Он нередко удивляет, а иногда даже шокирует. В книгах Пелевина присутствуют сложные философские построения, но благодаря легкости языка, чтение не становится утомительным. Образы героев в романах этого писателя – запоминающиеся и яркие, а литературный стиль Пелевина представляет собой смешение форм и жанров. Пелевин в своих произведениях приглашает своего читателя в захватывающую игру, держит в постоянном напряжении, дразнит непривычными философскими идеями и подталкивает к серьезным размышлениям. Он создал свой неповторимый жанр, и его лексика, речевые обороты обнаруживают в авторе ценителя и знатока «великого и могучего» русского языка. Его лексика близка молодежи, легко воспринимается и находит живой отклик у всех возрастных групп.В чем секрет популярности его произведений? Возможно, в них Виктору Пелевину удалось затронуть в умах людей нужные струны…
22 ноября 2017 года ему исполняется 55 лет. Виктор Олегович Пелевин дебютировал в достаточно сложное для писательского творчества время – в эпоху перестройки, и буквально с первого произведения все почувствовали необыкновенность его таланта. Писатель сознательно избегает «богемного» существования, подчеркивая в немногочисленных интервью, что творческая деятельность для него – не способ добиться финансового благополучия и,тем более, славы, Как отмечали СМИ, Пелевин известен тем, что не входит в «литературную тусовку», не появляется на публике, очень редко дает интервью и предпочитает общение в Интернете. Всё это стало поводом для разных слухов: утверждалось, например, что писателя вообще не существует, а под именем «Пелевин» работает группа авторов или компьютер. Например, Александр Гордон в программе «Закрытый показ» (эфир 17.02.2012) высказал сомнение в самом существовании такого человека, как писатель Пелевин.
Виктор Пелевин – писатель, чья жизнь окутана тайной. Имя и творчество этого человека завораживает и вызывает непрестанный интерес. Несмотря на то, что первый его роман вышел в свет в 1996 году, нестандартная проза автора и сегодня вызывает бурные споры. И самое удивительное, что Виктор Пелевин, книги которого бьют рекорды по продажам, остается одной из самых таинственных фигур в современной литературе.По некоторым сведениям он не женат, увлекается буддизмом, много путешествует по странам Востока, живет глубокой духовной жизнью и с готовностью делится ею со своими читателями.
Итак, скудная информация о нем, находящаяся в общественном доступе, такова: Виктор Олегович Пелевин – урожденный москвич, сын отставного кадрового офицера и преподавателя военной кафедры в одном из самых престижных ВУЗов страны Олега Анатольевича Пелевина и Зинаиды Семеновны Ефремовой, которая работала директором гастронома (по другим данным – школьной учительницей английского языка).Раннее детство прошло в коммунальной квартире на Тверском бульваре, затем семья Пелевиных перебралась в собственную трешку в Северном Чертаново.
1979 год – дата окончания Виктором средней школы. Надо отметить, что учился он в престижной английской спецшколе №31, затем поступил в Московский энергетический институт на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта, который окончил в 1985 году. В апреле того же года Пелевин был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта МЭИ. До 1989 года учился в аспирантуре, а затем кардинально поменял вектор своих интересов. Он поступает в Литературный институт им. Горького на заочное отделение, однако его отчисляют спустя 2 года, объясняя это странной формулировкой «за отрыв от института». За время учебы в этом институте Пелевин заводит знакомство с Альбертом Егазаровым и поэтом (позднее — литературным критиком) Виктором Куллэ. В дальнейшем Пелевин работает редактором в созданном ими издательстве «День».С 1989 года Виктор Олегович начитает работать штатным корреспондентом в журнале «Face to Face», совмещая работу в журнале «Наука и религия».
В 1992 году Пелевин выпустил первый сборник рассказов «Синий фонарь». Сначала книга не была замечена критиками, однако спустя год автор получил за неё Малую букеровскую премию, а в 1994 году - премии «Интерпресскон» и «Золотая улитка».С этого момента он находится под пристальным вниманием читающей публики и литературных деятелей.
«Омон Ра» - первый роман Виктора Пелевина, который был опубликован в 1991 году. Автор смело экспериментирует с жанрами, сочетая элементы зарубежного остросюжетного триллера, нравоучительного идеологического советского романа и космической фантастики. Сюжетная линия выстроена таким образом, что сразу бросается в глаза оторванность от реалий времени. Гротескное описание событий «лунной эпопеи», теневая сторона блистательных подвигов советской космонавтики и невероятные фальсификации научных достижений в области освоения космического пространства открываются глазами главного героя повествования – космонавта Омона Кривомазова. Его позывной «Ра» - в честь древнегреческого бога, что создает вокруг него ареол значимости, весомости, одновременно придавая оттенок бессмысленности и архаичности. Роман повествует о том, как его готовят к полету на Луну, описывается и сам полет. Параллельно высвечиваются все скрытые изъяны космонавтики, доведенные до абсурда авторским умыслом.
В сюжете фигурирует лётное училище имени Маресьева в Зарайске, где курсантам после поступления ампутируют ноги во имя Родины, а затем обучают танцевать калинку (поскольку самолётов нет). Руководитель училища говорит, что подарить Родине ноги может каждый, это дело нехитрое, а «вот отдать жизнь…». Вскользь в книге также упоминается пехотное училище имени Александра Матросова, выпускные экзамены в котором сопровождаются пулеметными очередями, и Высшее военно-политическое училище имени Павла Корчагина, выпускники которого были парализованными и слепыми инвалидами.
По непосредственной теме книги высмеивается с гиперболическим акцентом «скрытые тайны советской космонавтики». В частности, в эпизодах сюжета приводится, что вместо автоматики космонавты-ампутанты-смертники тайно помещаются в крайне стеснённые отсеки первых ступеней ракет-носителей Р7 для их отделения в ходе полёта и в «Луноход» для его ручного вождения по Луне, а советская пилотируемая лунная программа к тому же ещё и имитируется.Роман был отмечен двумя литературными премиями – «Золотая улитка» и «Интерпресскон» (1993 год).
Роман «Жизнь насекомых» (1993 год) представляет собой аллегорию на человеческую жизнь, достигнутую путём её сопоставления с жизнью насекомых (очевидны параллели с пьесой Карла Чапека «Из жизни насекомых»). Выбранные автором персонажи являются типичными представителями общества начала 1990-х годов в России. Однако, этот факт сам по себе роли не играет, поскольку типажи весьма универсальны и адекватны для любого времени. Имеется глубокий подтекст со ссылками на учение Карлоса Кастанеды, Марка Аврелия и буддизм.
Роман необычен по форме и предмету изображения. С первых страниц перед нами возникают не то люди, превращающиеся в насекомых, не то насекомые, «притворяющиеся» людьми, не то вообще насекомолюди, подражающие жизни тех и других. При этом создается четкая система образов: «Мотыльки летят к свету, комары — на запах крови, мухи — к своим помойкам...» Вроде бы все ясно, но лишь одна деталь приводит читателя в недоумение: данное высказывание принадлежит не ученому-энтомологу, вообще не человеку, а... мотыльку Диме. Что же хотел показать писатель в «Жизни насекомых»? Может быть, авторский замысел заключается в создании басни «на современный лад»? Тогда роман Пелевина можно рассматривать как аллегорию человеческого общества, в котором каждая социальная среда отражается в определенном виде насекомого: комары — бизнесмены, муравьи — военные, конопляные жуки — наркоманы и т. п.За этот роман автор получил премию 1993 года от журнала «Знамя» «за лучшее художественное произведение о жизни и необыкновенных приключениях демократии в России»: премия традиционно присуждается журналом за лучшие публикации в нём.
«Чапаев и Пустота» — роман Виктора Пелевина, написанный в 1996 году. Сам автор характеризует свою работу как «первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». В 1997 году роман был включён в список претендентов на Малую Букеровскую премию. Книга получила литературную премию «Странник» в номинации «Крупная форма», а в 2001 году вошла в список престижнейшей Дублинской литературной премии.Действие романа охватывает два периода - Россия 1918—1919 годов и середины 1990-х. Центральный план повествования — взаимоотношения Василия Чапаева и поэта-декадента Петра Пустоты (впоследствии сам автор признался, что совмещение таких «несовместимых» личностей стало одной из главных задач, поставленных перед ним), якобы сражающихся на фронтах Гражданской войны. Второстепенные планы — линия Сердюка, втянутого в войну японских кланов Тайра и Минамото и предпринявшего впоследствии попытку самоубийства, а также линия Марии и Арнольда Шварценеггера. В символическом плане обе линии соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком (в реальности Сердюка) или с Западом (реальность Марии). Последняя, четвёртая, линия символизирует логику сверхчеловека в лице бандита Володина. Все четверо — Пётр Пустота, Сердюк, Мария и Володин — пребывают в психиатрической лечебнице, где проходят курс реабилитации по методу Тимура Тимуровича Канашникова. В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.
Важным «надсюжетным» персонажем выступает Григорий Котовский, которому отводится роль «демиурга». Согласно мифологии романа, именно на нём лежит ответственность за судьбу современной России; ближе к финалу в диалоге с водителем Пётр Пустота говорит о «злоупотреблении Котовского кокаином» и очевидных последствиях этого пристрастия. Также лично для Петра Пустоты крайне важен персонаж Анны, племянницы Чапаева, действующей в одной упряжке с Чапаевым, Котовским и главным героем Пустотой.Сам Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев (представленный в романе как бодхисаттва и постепенно становящийся буддийским учителем Пустоты) пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению (сатор), добиться которого ему помогает Чапаев.
Роман «t» повествует о пути мастера боевых искусств графа Т. (отсылка ко Льву Толстому), который бежал из своего дома от царской охранки и с неведомой ему целью пробирался в Оптину Пустынь, которая в контексте данного романа обретает черты не знаменитой обители православия, а то ли некой Шамбалы, то ли непонятного места духовного просветления, существующего в реальном мире. Потом «оптина» превращается в соловьёвскую, и тут уже всё становится ещё более непонятным и запутанным. По дороге в Оптину пустынь граф Т. встречает каббалистическое существо Ариэля. Ариэль вместе с пятью литературными неграми сами придумывают и пишут рассказ о графе Т., о чём Ариэль и рассказывает графу. Однако Т. не очень нравится быть в подчинении у каких-то пятерых сомнительных типов, поэтому пытается перехватить у них инициативу и самому стать автором. Это и есть главная интрига книги — отношения автора с собственными персонажами и роль читателя во всем этом.Роман вошёл в короткий список конкурса национальной литературной премии «Большая книга» 2010 года и занял в итоге третье место, а в народном голосовании — первое место.
Религиозная тематика романа обретает черты адогматичности и атеизма. В романе Бог превращается в кошку, даны ссылки на некие древнеегипетские трактаты, утверждение, что религию придумали для евреев египтяне, потом появляются греческие мифологические река Стикс и чудовище Цербер. Всё это на фоне «мягкого прессинга» реалиями сегодняшнего момента и ссылками к предыдущим произведениям (замерзший Стикс, Цербер и граф Толстой упоминаются в романе «Чапаев и Пустота», отсылкой к которому являются также молодой Чапаев и, вероятно, его будущая лошадь). Захватившая автора идея о переходе реальной власти в стране от МВД к ФСБ («ДПП (NN)») служит стартовой точкой для гиперреалистичности, получающейся в итоге сюжетной линии: «то поднимаем духовность, то кланяемся силовой башне, то всё сворачиваем и строгаем шутер — что угодно, лишь бы отбить кредит». Произведение приводит к пониманию того, что всё — пустота и тщетность. Автор творит читателя, читатель творит автора — шарада для ума.
«iPhuck 10» — один из последних современных романов Виктора Пелевина, написанный им в 2017 году.Это странный, глубокий и волнующий роман, сплавляющий разум и чувство в какой-то совершенно новой для Пелевина (да, пожалуй, и для всей русской прозы) пропорции.
Литературно-полицейский алгоритм по имени Порфирий Петрович (суть его работы состоит в том, чтобы расследовать преступления, а параллельно писать об этом детективные романы — доходы от них пополняют казну Полицейского управления) надеется получить дело об убийстве, которое могло бы дать толчок его литературной карьере, но вместо этого оказывается сданным в аренду частному клиенту. Его временная хозяйка — искусствовед и куратор, известная под псевдонимом Маруха Чо (настоящее имя — Мара Гнедых), использует Порфирия для разведывательных операций на рынке современного искусства. Полицейский алгоритм должен помочь ей разузнать все возможное о сделках, связанных с так называемой «эпохой гипса» — важнейшим (и самым дорогим) периодом в новейшей истории искусства, приходящимся примерно на наше время, то есть на начало ХХI века, и отстоящим от описываемых в романе событий лет на восемьдесят. Порфирий принимается за работу, одновременно упаковывая все материалы дела в формат очередного романа, однако довольно скоро понимает, что Мара с ним не вполне откровенна, а истинная его роль куда сложнее, чем кажется сначала. Порфирий пытается переиграть Мару на ее поле, терпит предсказуемое фиаско, но вскоре после этого сюжет совершает диковинный поворот, а после, уже в самом финале — еще один, совсем уж головокружительный.
В произведениях писателя часто встречаются мысли, настолько остро и ёмко описывающие жизненные реалии, что люди с удовольствием их цитируют, превращая в афоризмы. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них:
- Если бог умер, то это был не бог.
- Когда я живу, я двигаюсь на ощупь.
- Когда не думаешь, многое становится ясно.
- Была б душа, а мытарства найдутся.
- Человеку не нужно трех сосен, чтобы заблудиться, — ему достаточно двух существительных.
- В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору.
- В ее любви начисто отсутствовал смысл. Но зато она придавала смысл всему остальному.
- То, для чего нет слова, для 99,99% людей не существует вообще.
- Достаточно было спокойно подумать три секунды, чтобы все понять. Вот только где их взять, эти три спокойных секунды? У кого в жизни они есть? Мы не только живем, но и умираем на бегу — и слишком возбуждены собственными фантазиями, чтобы остановиться хоть на миг.
- Вы, русские, вообще смешные. Потому что все принимаете на свой счет. А на свой счет надо принимать только деньги, остальное — спам.
- То, что кажется иному человеку раем, для другого будет просто нездоровым образом жизни.
- Я раньше много путешествовал и в какой-то момент вдруг понял, что, куда бы я ни направлялся, на самом деле я перемещаюсь только по одному пространству и это пространство — я сам.
- Хочешь быть счастлив в любви — никогда про это не думай.
- Я с детства считал, что отношениям мужчины с женщиной не хватает той доверительной и легкомысленной простоты, которая существует между друзьями, решившими вместе принять нагрудь.
- Жизнь очень странно устроена. Чтобы вылезти из колодца, надо в него упасть.
- Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают.
- Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет.
- Кому-нибудь другому очень просто рассказать, как надо жить и что делать. Я бы любому все объяснил. И даже показал бы, к каким огням лететь и как. А если то же самое надо делать самому, сидишь на месте или летишь совсем в другую сторону.
- Улыбайся всем как можно шире — они должны быть уверены, что ты холодная лицемерная сволочь.
Это далеко не все произведения автора, а лишь некоторые из них. В фондах Псковскойобластной универсальной научной библиотеки (ПОУНБ) имеется достаточное количество книг Виктора Пелевина для того, чтобы каждый читатель смогвыбрать себе издание по душе. Предлагаем список книг автора, которые находятся в отделах нашей библиотеки.
1. Пелевин, Виктор Олегович. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда : [избранные произведения]. - Москва : ЭКСМО, 2004. - 384 с.
В книгу вошли: роман «Числа»; повесть «Македонская критика французской мысли»; рассказы «Один вог», «Акико», «Фокус-группа», «Гость на празднике бон», «Запись о поиске ветра».
Где можно взять: отдел хранения основного фонда.
2. Пелевин, Виктор Олегович. Омон Ра ; Жизнь насекомых ; Затворник и Шестипалый ; Принц Госплана : романы. - Москва : Вагриус, 2002. - 398, [1] с.
Где можно взять: отдел абонемента; отдел хранения основного фонда.
3. Пелевин, Виктор Олегович. Чапаев и Пустота ; Желтая стрела : Романы. - М. : Вагриус, 2002. - 415 с.
Где можно взять: отдел абонемента; отдел хранения основного фонда.
4. Пелевин, Виктор Олегович. Жизнь насекомых : Романы. - М. : Вагриус, 2000. - 350, [2] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
5. Пелевин, Виктор Олегович. Relics. Раннее и неизданное : [избр. произведения]. - М. : ЭКСМО, 2005. - 351 с.
Где можно взять: отдел хранения основного фонда.
6. Пелевин, Виктор Олегович. Ампир В = EMPIR V : [роман]. - Москва : Эксмо, 2006. - 408 с.
Где можно взять: отдел абонемента; отдел хранения основного фонда.
7. Пелевин, Виктор Олегович. Священная книга оборотня : [роман]. - Москва : Эксмо, 2007. - 381 с.
Где можно взять: отдел абонемента.
8. Пелевин, Виктор Олегович. Generation «П»: [роман]. - Москва : Эксмо, 2007. - 351 с.
Где можно взять: отдел абонемента; отдел хранения основного фонда.
9. Пелевин, Виктор Олегович. Числа : [роман] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2007. - 316 с.
Где можно взять: отдел абонемента.
10. Пелевин, Виктор Олегович. Желтая стрела : [романы] / Виктор Пелевин. - Москва : Вагриус, 2000. - 494, [1] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
11. Пелевин, Виктор Олегович. Колдун Игнат и люди : [повести и рассказы] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2008. - 316, [1] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
12. Пелевин, Виктор Олегович. П5 : прощальные песни политических пигмеев Пиндостана / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2008. - 287 с.
Где можно взять: отдел абонемента.
13. Пелевин, Виктор Олегович. Синий фонарь : рассказы. - М. : Текст, 1991. – 317 с.
Где можно взять: отдел абонемента.
14. Пелевин, Виктор Олегович. Омон Ра ; Желтая стрела / Виктор Пелевин. - Москва : Вагриус, 2003. - 237, [2] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
15. Пелевин, Виктор Олегович. Т : [роман] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2009. - 382, [1] с
Где можно взять: отдел абонемента; КИБО.
16. Пелевин, Виктор Олегович. Священная книга оборотня : [роман] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2010. - 414 с.
Где можно взять: отдел абонемента.
17. Пелевин, Виктор Олегович. Ананасная вода для прекрасной дамы : войн@ и мiр / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2011. - 349, [1] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
18. Пелевин, Виктор Олегович. ДПП ( НН ) : [сборник] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2011. - 384 с.
Где можно взять: отдел абонемента.
19. Пелевин, Виктор Олегович. Шлем ужаса : [роман] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2011. - 214, [1] с. - (Интеллектуальный бестселлер) (Мифы).
Где можно взять: отдел абонемента.
20. Пелевин, Виктор Олегович. S.N.U.F.F. : утопiя / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2012 [т. е. 2011]. - 477, [1] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
21. Пелевин, Виктор Олегович. Жизнь насекомых / Виктор Пелевин. - Москва : Вагриус, 2003. - 238, [1] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
22. Пелевин, Виктор Олегович. Batman Apollo = Бэтман Аполло : cверхчеловек - это звучит супергордо! : [роман] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2013. - 508, [1] с.
Где можно взять: отдел абонемента.
23. Пелевин, Виктор Олегович. Любовь к трем цукербринам : [18+] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2014. - 446 с.
Где можно взять: отдел абонемента.
24. Пелевин, Виктор Олегович. Повести, эссе и психические атаки : [18+] / Виктор Пелевин. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2015. - 412, [3] c.
Где можно взять: отдел абонемента.
Книги Виктора Пелевина переведены на основные языки мира, включая японский и китайский. По некоторым данным, French Magazine включил Пелевина в список 1000 самых влиятельных деятелей современной культуры. По результатам опроса на сайте OpenSpace.ru в 2009 году Пелевин был признан самым влиятельным интеллектуалом России.