Осень – важная пора в жизни любого школьника. Особенное значение приобретает осенняя пора для тех детей, которые впервые переступают или только что переступили порог школы. Сохранят ли они в будущем приятные воспоминания об этом времени как о празднике жизни, на котором стали чуточку взрослее? Или впечатление о той осени превратится в незабываемый кошмар? Никогда не знаешь наверняка, с какими проблемами и с каким отношением могут столкнуться наши дети в школе. Каким бы подготовленным к школе ребенок ни был, всегда есть что-то, к чему он окажется недостаточно готов.
Первый класс – важная веха в жизни ребенка. К этому событию готовится вся семья. Родители, несомненно, хотят, чтобы в начале школьного обучения у ребенка все было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу. Первый год обучения определяет порой всю последующую жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Первые два-три месяца школьной жизни называют адаптационным периодом. Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов, главными из которых являются:
психологическая готовность к школьному обучению; состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Все они по-разному проходят периодадаптации к школе. У некоторых первоклассников в первые дни и недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.
Наблюдения психологов показывают, что значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто дерутся, капризничают, жалуются, плачут. У таких детей могут быть трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями. Таким образом, период адаптации к школе существует у всех первоклассников, но у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год.
На что следует обратить внимание родителей при организации жизни ребенка, который вскоре станет учеником? Как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Как сделать так, чтобы период адаптации к школе прошел быстро и легко и для ребенка и для родителей? На эти и многие другие вопросы ответят специалисты в представленных ниже изданиях.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.
В своей книге «В первом классе – без проблем» Ирина Артюхова останавливается на основных причинах, вызывающих у младшего школьника трудности адаптации к школьному обучению.
Озвучим их:
1). Несформированность «внутренней позиции школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности в общении с взрослыми на новом уровне (Л.И. Божович). У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована, особенно это касается шестилеток. Нужно помочь ребенку принять «позицию школьника», объяснив, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.
2). Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин выделяет следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
3). Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, которая складывается из познавательных и социальных мотивов учения.
4). Необходимость подчиняться новым правилам школьной жизни приводит ребенка к повышению психологического напряжения. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него школьную деятельность, к которым нужно адаптироваться.
5). Общение с учителем может представлять трудность для ребенка.
6). Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми. Обычно трудности в общении со сверстниками возникает у детей, не посещавших детский сад (особенно у единственных в семье), т.к. у них не было достаточного опыта.
7). Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на адаптацию ребенка к школе. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших результатов, увеличивают нагрузки, устраивают дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируя своих чад. Это приводит к еще большему торможению развития.
8). Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития. Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания, начинают болеть уже в первый месяц обучения, не выдерживая школьной нагрузки. Трудности возникают и у гиперактивных детей. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. Леворуким детям тоже приходится сложно. Для малышей с нарушениями эмоционально-волевой сферы этот период будет представлять серьезную опасность для здоровья. Это агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые дети.
Кроме того, в семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным и как следствие – общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на трудности школьной жизни.
Автор дает общие рекомендации по адаптации первоклассников, выкладывает программу по созданию условий для адаптации, а также практические сценарии родительского собрания по теме «Как подготовить ребенка к школьному обучению» (Артюхова, Ирина Николаевна. В первом классе - без проблем / Ирина Артюхова. - Москва: Чистые пруды, 2008. - 31 с.).
В другой книге «Профилактика дезадаптации первоклассников» (Артюхова, Ирина Николаевна. Профилактика дезадаптации первоклассников: психологические технологии / Ирина Артюхова. - Москва: Чистые пруды, 2008. - 31, [1] с.) кандидат педагогических наук, научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания РАО Ирина Артюхова предлагает читателям конкретные рекомендации по профилактике дезадаптации первоклассников и описание игровых приемов, которые можно использовать на уроках и вне уроков. Приведем лишь некоторые рекомендации психологов родителям первоклассников, взятые из данной книги:
- Готовность к школе и успешность адаптации. Этот пункт подробно был освещен в предыдущей книге.
- Трудно всем. Тяжело всем детям. Новый режим дня, новые требования, множество правил, - все это надо усвоить, принять и приспособить к себе. Детям сложно высиживать урок в одной и той же позе, не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которых в изобилии. Каковы же основные трудности, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации? О них мы говорили, представляя первую книгу автора, поэтому лишь напомним о них:
- трудности, связанные с новым режимом дня;
- трудности адаптации к классному коллективу;
- трудности во взаимоотношениях с учителем;
- трудности, обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых.
- Не будьте так строги! Бывает так, что нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудачи, а реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Как следствие, растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка.
- Осторожней с оценками. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка родителей. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Соблюдать при этом надо следующие правила:
а) ни в коем случае не сравнивать результаты вашего ребенка с эталоном и достижениями других, более успешных учеников;
б) хвалить ребенка за улучшение его собственных результатов;
в) замечать все малейшие достижения ребенка;
г) беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать его в преодолении различных трудностей.
-Берегите здоровье малыша. По наблюдению медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления, у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головную боль, усталость и другие недомогания. Особенно нелегко физически ослабленным детям. Не забывайте о ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне. И конечно, нужно помнить о психологической поддержке.
- Общение с одноклассниками. Ребенка необходимо выслушать, посочувствовать и помочь наладить контакты с одноклассниками. Очень важно обсудить с ним возможные пути решения проблемы и способы завоевания симпатии одноклассников.
- Не зацикливайтесь на школьных делах. Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами. Чем больше родители фиксируют внимание ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов и личности в целом.
- Главное! Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
Издание Нины Гуткиной «Психологическая готовность к школе» - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа «Группы развития». Помимо теоретической основы проблемы психологической готовности к школе, в книге излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. В приложении представлены игры на развитие фонематического слуха, мышления, внимания, памяти, моторики, ориентации в пространстве, применяющиеся в группе развития. Особенностью данного издания является то, что важные научные положения в ней изложены ясно и просто, что делает книгу доступной как для специалистов, так и для родителей будущих школьников. (Гуткина, Нина Иосифовна. Психологическая готовность к школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2007. - 207 с. : ил.).
Книга Татьяны Костяк «Психологическая адаптация первоклассников» является учебным пособием для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, а также может быть рекомендована учителям начальных классов и школьным психологам. Родителям будущих первоклашек она может быть интересна практическими приложениями диагностики уровня адаптации первоклассников к школе, которые изложены в конце издания (Костяк Татьяна Валерьевна «Психологическая адаптация первоклассников»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.В. Костяк. - Москва: Академия, 2008. - 173, [2] с.: ил.). В этом пособии психологическая адаптация первоклассников к школе рассматривается в контексте проблемы психологического благополучия личности. Кроме этого, раскрываются особенности психического развития младших школьников, закономерности и механизмы психологической адаптации, уровни и критерии приспособленности ребенка к новым школьным требованиям, факторы школьной адаптации, а также причины и проявление трудностей вхождения детей в школьную жизнь. Определяются принципы, формы и методы диагностики, профилактики и коррекции психологического неблагополучия первоклассников в школе.
Игорь Павлов является преподавателем кафедры психологии Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, не один год работает в качестве детского психолога и не понаслышке знает об особенностях детей шести-семи лет и о том, как нелегко приходится ребенку при переходе из дошкольного детства в строгий и сложный мир школы. Как правильно организовать подготовку детей к школе, избежать натаскивания и запугивания? Ответы и практические рекомендации вы найдете в его книге «Первый класс - это класс!» (Павлов Игорь Вячеславович. Первый класс - это класс! : советы и рекомендации, как правильно подготовить детей к школе / Игорь Павлов. - Москва: Чистые пруды, 2010. - 32 с.: ил.).
От степени решения проблемы адаптации зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их отношение к школе, эмоциональное благополучие и здоровье. Книга Натальи Шкуричевой «Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период» рассказывает, как можно облегчить процесс адаптации учащихся первых классов: как сформировать у них умения сотрудничать, взаимодействовать, общаться с одноклассниками (Шкуричева, Наталья Александровна. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период / Н. А. Шкуричева. - Москва: Чистые пруды, 2008. - 29 с.).
Подытожив и собрав воедино все вышеперечисленные высказывания, советы, комментарии специалистов по адаптации первоклассников к условиям школьной жизни, предлагаем краткую памятку для родителей:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
«Каждое утро мы идем в школу вместе. …После того, как я довожу ее до школы, я, повесив ей сумку на плечо и поцеловав, смотрю ей вслед. А Рюйя знает, что я смотрю ей вслед. Я помню наизусть ее походку, и мне приятно смотреть, как она идет в школу. Я знаю, что она знает, что я на нее смотрю. И то, что она знает об этом, словно придает нам обоим уверенности. Есть мир, в котором она сейчас идет, который она каждый день для себя открывает, а есть мир, где мы с ней живем вместе. А когда я смотрю на нее и она поворачивается, чтобы посмотреть на меня, мы продолжаем хранить наш мир. Но потом она заворачивает за угол и входит в другой мир, который мне не виден» (Орхан Памук «Другие цвета»).
Хочется отметить, что нет и не может быть универсальных рецептов того, как правильно подготовить ребенка к школе и помочь первокласснику влиться в школьную жизнь. Все, о чем было сказано в этом обзоре и то, что вы еще прочитаете в представленных книгах, - лишь общие ориентиры и советы, которые, возможно, кому-то помогут лучше понять своего ребенка, современную школу и ее проблемы. Без желания понять, что и почему происходит с ребенком, который приходит в школу, какие переживания он испытывает по этому поводу и с какими психологическими проблемами сталкивается, родители не смогут оказать ему необходимую поддержку. Но если родители и ребенок живут в мире любви и согласия, взаимного доверия и понимания, то в каком бы еще мире ни оказался ребенок, будь то школьный мир за углом или какой-нибудь другой неведомый и невидимый маме с папой мир, он не потеряется ни в одном из них. Ведь безусловная любовь – это тот «багаж», который он возьмет с собой в школу и который окажется гораздо важнее любого туго набитого бесполезными нравоучениями и калорийными бутербродами рюкзака.
Список использованных книг
Артюхова, Ирина Николаевна. В первом классе - без проблем / Ирина Артюхова. - Москва: Чистые пруды, 2008. - 31 с.
Артюхова, Ирина Николаевна. Профилактика дезадаптации первоклассников: психологические технологии / Ирина Артюхова. Москва: Чистые пруды, 2008. - 31, [1] с.
Гуткина, Нина Иосифовна. Психологическая готовность к школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2007. - 207 с. : ил.
Костяк, Татьяна Валерьевна. Психологическая адаптация первоклассников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.В. Костяк. - Москва: Академия, 2008. - 173, [2] с.: ил.
Павлов, Игорь Вячеславович. Первый класс - это класс!: советы и рекомендации, как правильно подготовить детей к школе / Игорь Павлов. - Москва: Чистые пруды, 2010. - 32 с.: ил.
Шкуричева, Наталья Александровна. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период / Н. А. Шкуричева. - Москва: Чистые пруды, 2008. - 29с.