Уважаемые читатели! Отдел внестационарного обслуживания населения области продолжает серию виртуальных обзоров из цикла «Очарование забытых книг», в которых мы вспомним известные когда-то, но незаслуженно забытые сегодня имена писателей и их произведения, популярные в свое время. Данная статья посвящена основоположнику советской научной фантастики Александру Беляеву и приурочена к его 140-летнему юбилею, который отмечался 16 марта 2024 года.
Предлагаем вам познакомиться с творчеством человека, чьи произведения ярки и оригинальны. Они так же, как и его жизнь, романтичны, полны светлого оптимизма, веры в человека, но одновременно с этим порой глубоко трагичны.
Детский мир Беляева был полон всяческих чудес и фантазий. Всюду ему виделось что-то необыкновенное, сказочное. Как и все мальчишки, он увлекался приключенческой литературой. С ранних лет мальчик любил театр, и часто под его руководством устраивались домашние спектакли, в которых он был и драматургом, и режиссером, и артистом. Беляев был увлекающимся человеком. Все хотел испытать сам, но до конца довести начатое у него не всегда хватало терпения.
В жанре научной фантастики Беляев начал писать с 1923 года. Он начинал писать только тогда, когда произведение полностью «созревало» в его голове. Иногда этот процесс длился неделями. В это время писатель был очень рассеян, не замечал того, что делается вокруг, не слышал обращенных к нему слов. Встречаясь на улице со знакомыми, не узнавал или, вернее, не замечал их. Люди, далекие от творчества, обижались на него, высказывали свое недовольство его родственникам. Напечатанное, не считая опечаток, он никогда не исправлял, не переписывал, уверяя, что если попытается что-то изменить, то получится только хуже. Писал Беляев очень много. В голове у него всегда было столько идей, что если бы он мог, как герой его рассказов профессор Вагнер, не спать, он бы, наверное, писал и по ночам.
Специфическая особенность фантастики Беляева в том, что она не беспочвенна, не построена на чистой выдумке, а всегда опирается на научную основу. При этом писатель обладал редким даром предвидения. Внимательно следя за развитием молодой советской науки и техники, он умел схватить то, что только смутно угадывалось. Силой своей фантазии он рисовал будущее, предвидел возможность новых открытий, новых достижений. Недаром Беляева часто называют «советским Жюлем Верном». Успехи в области биологии, физики, кибернетики, медицины, завоевание космоса сделали многие мечты Беляева реальностью. Можно лишь удивляться тому, что еще в 1920-е – 1930-е годы, на заре зарождения советской науки, он писал об освоении человеком космоса и огромных просторов океанских глубин, о сверхскоростных самолетах и о пересадке живых органов человека. В 1925 году был опубликован научно-фантастический рассказ «Голова профессора Доуэля», который в 1937 году был переработан в роман, посвященный проблеме оживления органов, отделенных от человеческого тела, - проблеме, которая актуальной в медицине стала много лет спустя. В то время мысль об оживлении мозга, отделенного от тела, казалась невозможной. Произведение привлекло к себе внимание ученых, вызвало ожесточенные споры, а когда вопросы, затронутые в нем, стали обсуждаться на лекциях в медицинских институтах, Беляев с удовлетворением писал: «Привлечь внимание к большой проблеме – это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений».
Александр Беляев верил в безграничные возможности человеческого разума и мечтал все достижения науки подчинить интересам людей. Его интересовало все, что было связано с покорением природы. Он писал о силе и скорости ветра, развитии планеризма, о двигателях, работающих на внутриатомной энергии, о применении химии в сельском хозяйстве и цельнометаллических дирижаблях. Не случайно создал писатель и ряд очерков о великих русских ученых – Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском.
Немало произведений посвятил Беляев теме покорения морских глубин. В одном из самых известных своих произведений «Человек-амфибия» (1928 год) писатель силой своей фантазии создает людей, способных освоить необъятные водные просторы. Ученый Сальвадор пересадил жабры акулы своему приемному сыну, который таким образом получил возможность жить под водой. Перед Ихтиандром открылся неизведанный подводный мир, полный чудес и приключений. Приход человека в океан несет с собой массу интереснейших открытий и грандиозных перспектив. И если мальчик-амфибия – лишь смелая гипотеза Беляева, то бесспорным является гуманистическая идея счастья человека, лежащая в основе романа. Об использовании подводных богатств говорится в романе «Подводные земледельцы» (1930 год), в котором описывается совхоз под водой, где выращиваются водоросли. Огромные плантации давали продукты питания и ценнейшее техническое сырье. Не сказочный получеловек-полурыба Ихтиандр, а обычные люди, комсомольцы-изобретатели живут в уютном, светлом домике под водой и занимаются не волшебной, а обычной работой (хотя и в причудливой обстановке, полной интересных приключений).
В романе «Чудесное око» (1935 год) рассказывается о первых попытках спуска под воду телекамеры, при помощи которой можно находить затонувшие корабли, обнаруживать косяки рыб, изучать морское дно и его обитателей. Сейчас, когда имеются мощные локаторы, специальные батискафы, оснащенные новейшей техникой, смелая мечта Беляева стала захватывающей явью. Произведения писателя, посвященные морской теме, объединяет мысль о необходимости использования на благо человека неисчислимых природных богатств, которые скрывает от нас море.
Острый сюжет, динамика повествования свойственны его рассказам и повестям, но даже типично приключенческие повести, такие как «Остров погибших кораблей» или «Последний человек из Атлантиды», кроме занимательного повествования, несут в себе богатый познавательный материал. Опираясь на известные гипотезы о таинственной Атлантиде, Беляев рассказывает о культуре этой легендарной страны. В «Острове Погибших Кораблей» описывается грандиозное кладбище кораблей в Саргассовом море, куда течением прибивало яхты и каравеллы, парусники и пароходы.
Произведения писателя увлекательно рассказывают о неизведанном и таинственном. «Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок», - отмечал Беляев. Все творчество Беляева пронизывает одна важнейшая мысль: научные достижения не должны быть употреблены во вред человеку. Особенностью Александра Беляева, человека и писателя, был светлый оптимизм, основанный на глубокой вере в человека, в его разум. Он хотел показать читателям прекрасное будущее, поэтому рисовал красивые города, полные зелени, воздуха, света, города-сады с искусственным климатом и просторными, удобными домами. Города с электромобилями, аэровокзалами на крышах зданий, быстроходными экспрессами – города будущего, где все дары природы служат удобству и здоровью человека. Одной из главных задач научной фантастики он считал показ людей будущего. Беляев стремился угадать и показать «хотя бы 2-3 черточки в характере человека будущего».
В его произведениях нет выдумки ради выдумки, приключения ради самого приключения. В занимательной форме он учил читателя честности и смелости, принципиальности и гуманности, доброте и высокой нравственности. Он писал в различных жанрах приключенческой литературы – от волшебного рассказа-сказки до романа-памфлета. Неуемная фантазия писателя заставляла задуматься над важнейшими научными и социальными проблемами. Беляев сумел соединить науку и жизнь, настоящее и будущее, фантастику и реальность. Он не только обладал поразительной эрудицией в разных областях знаний, но и особым умением видеть жизнь. Даже самые обычные явления под его пером становились удивительными и значительными.
Предлагаем вашему вниманию произведения Александра Романовича Беляева, которые вы можете почитать в Псковской областной универсальной научной библиотеке им. В.Я. Курбатова.
Беляев, А. Р. Человек-амфибия ; Подводные земледельцы : романы : [12+] / Беляев Александр Романович, Гришин Николай Ильич ; Александр Беляев ; художник Н. И. Гришин. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019 [т. е. 2018]. - 510, [1] с. : ил., портр., цв. ил. ; 18. - (Малая Классика Речи). - ISBN 978-5-9268-2889-1.
Один из самых известных романов Александра Беляева «Человек-амфибия» рассказывает захватывающую и драматичную историю Ихтиандра – юноши, наделенного способностью дышать под водой. Воплощая давнюю мечту человека о свободной жизни в других стихиях, Ихтиандр оказывается неприспособлен к жизни в стихии людей – жестоких, лицемерных, жаждущих наживы. Любовь и милосердие, подлость и хитрость – юноше придется иметь дело с различными человеческими качествами и пережить немало испытаний.
Печальная, но красивая история о добром и отзывчивом молодом человеке, который может жить в двух стихиях – на суше и в воде, заставляет людей переживать, получать человеческие эмоции, мечтать и фантазировать.
В отличие от обреченного на одиночество в океане Ихтиандра подводные земледельцы в одноименном произведении успешно подчиняют водную стихию. Взявшись за разведение морской капусты, группа энтузиастов основывает целую колонию – «подводный совхоз», развивая фантазию писателя о том, как «изменилась бы жизнь, если бы человечество жило в океане».
Беляев, А. Р. Голова профессора Доуэля : [науч.-фантаст. : для старшего шк. возраста] / Беляев Александр Романович. - Москва : Дрофа-Плюс, 2006 (Тула). - 478, [2] с. ; 22. - ISBN 5-9555-0939-9 (В пер.).
Это первое научно-фантастическое произведение писателя. Мисс Адамс (в романе – мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого ученого, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя, служить «генератором идей». Мисс Адамс сразу же, как только проникает в тайну Керна, пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения ее спасает сын Доуэля. Вместе им удается довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.
Книга захватывает с первых страниц и не отпускает до конца повествования. Это многогранная история с запутанным сюжетом и неоднозначными героями, а роман написан живым, интересным языком.
Беляев, А. Р. Остров погибших кораблей : [роман : 12+] / Беляев Александр Романович ; А. Р. Беляев. - Москва : АСТ, 2017. - 222, [1] с. ; 18. - (Серия "Эксклюзив: Русская классика") (Русская классика) (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения). - ISBN 978-5-17-099709-1.
Этот увлекательный роман, экранизированный дважды, не относится к числу его фантастических произведений, однако острый, напряженный сюжет, колоритные характеры и неожиданная развязка делают его одним из ярчайших образцов классической приключенческой литературы.
...1920-е годы. В океане терпит крушение трансатлантический лайнер. Чудом уцелевших пассажиров – Реджинальда Гатлинга, арестованного за преступление, которого он не совершал, конвоирующего его в Штаты сыщика Симпкинса и прекрасную Вивиану Кигман течением относит куда-то в воды страшного и таинственного Саргассова моря, где они оказываются пленниками обитателей загадочного рукотворного острова, созданного из заносимых сюда на протяжении многих веков останков кораблей всех времен и народов.
Читателям предстоит совершить увлекательное и полное опасностей путешествие через Атлантический океан и своими глазами увидеть окутанное легендами чудо природы – Саргассово море, прикоснуться к тайнам морской жизни, распутать серию загадок и узнать много нового про морских обитателей.
Беляев, А. Р. Голова профессора Доуэля ; Остров погибших кораблей ; Человек, нашедший свое лицо ; Ариэль : [романы] / Беляев Александр Романович ; Александр Беляев ; [вступ. ст. М. А. Соколовой ; ил. и оформ. Г. Н. Бойко и И. Н. Шалито]. - Москва : Правда, 1987. - 588, [2] с.
В сборник избранных романов А.Р. Беляева вошли такие его произведения, как «Голова профессора Доуэля», «Остров Погибших Кораблей», «Человек, нашедший свое лицо» и «Ариэль».
Трагична судьба знаменитого комика Тонио Престо в романе «Человек, потерявший свое лицо». Талантливый, незаурядный человек, с большой и красивой душей вынужден играть роль шута на потеху публике. Препарат, изобретенный доктором, воздействующий на железы внутренней секреции человека, превращает жалкого урода и карлика в красавца. Однако вместе с безобразной внешностью известный киноартист теряет славу, богатство, работу. «Тонио Престо, несравненный уродец, любимец экрана, решил изменить свой внешний вид! Это было похоже на святотатство. Люди уже не смеялись. Они были удивлены, потрясены, возмущены». Оказалось, что «безвестная красота хуже прославленного уродства».
В этой истории один главный вопрос – во внешности ли счастье? Ведь исполнив свое желание главный герой сталкивается с непониманием окружающих. Трогательная история о непринятии себя не может оставить читателя равнодушным.
Трагична судьба и «летающего мальчика» в романе «Ариэль». Необычайный медицинский эксперимент стремятся использовать в корыстных целях представители религии. «Религия… давала зловещие трещины, теряла свое обаяние в народных массах». Писатель рисует страшные картины бесчеловечных истязаний детей в специальной индийской школе, куда помещают ребят, похищенных у родителей. Он показал, что погоня за наживой в деле науки приводит к полному краху. Это книга не только о научных достижениях, это также история о дружбе, верности и жертвенности. Это не просто увлекательный роман о приключениях, но и серьезное размышление о том, что такое быть человеком в мире, где возможно все.
Беляев, А. Р. Последний человек из Атлантиды / Беляев Александр Романович ; Александр Беляев ; [сост., подгот. текста и послесл. С. А. Беляевой ; худож. Е. И. Аносов]. - Ленинград : Лениздат, 1986. - 524, [1] с. : ил.
В однотомник известного писателя-фантаста вошли: повесть «Последний человек из Атлантиды», романы «Борьба в эфире», «Чудесное око» и «Ариэль».
Толчком к созданию романа «Последний человек из Атлантиды» послужила вырезка из французской газеты: «В Париже организовано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды». Материал писатель почерпнул из книги Р. Девиня «Атлантида, исчезнувший материк», русский перевод которой вышел в 1926 году. Беляева увлекла мысль французского автора: «Необходимо… найти священную землю, в которой спят общие предки древнейших наций Европы, Африки и Америки». Роман разворачивается как фантастическое воплощение этой большой и действительно благородной задачи. Девинь очень живо реконструировал легендарную страну, спор о самом существовании которой не решен по сей день. Беляев оживил легенду, показав читателю мир на заре истории глазами человека и Атлантиды.
В романе «Борьба в эфире» читатель получает представление о радиокомпасе и радиопеленгации, о передаче энергии без проводов и объемном телевидении, о лучевой болезни и акустическом оружии, об искусственном очищении организма от токсинов усталости и улучшении памяти, об экспериментальной разработке эстетических норм и многом другом.
Обращают на себя внимание неординарные и необычные персонажи, которые заметно оживляют картину происходящего. Созданные образы открывают целые вселенные, внутри которых свои законы, идеалы, трагедии. С помощью описания событий с разных сторон, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя, не позволяя скучать. Сюжет разворачивается в живописном месте, которое легко ложится в основу и становится практически родным и словно знакомым с детства.
Беляев, Александр Романович. Человек-амфибия ; Продавец воздуха / Беляев Александр Романович ; Александр Беляев. - Москва : Литература : Мир книги, 2008. - 285, [2] с. : ил. ; 21 см. - (Классика приключенческого романа). - ISBN 978-5-486-01835-0 (В пер.).
В данное издание вошли романы: «Человек-амфибия» и «Продавец воздуха».
«Продавец воздуха» - увлекательная, захватывающая история противостояния бесстрашного молодого метеоролога Клименко и полубезумного, гениального авантюриста Бейли, научившегося сжижать воздух из атмосферы и пускать полученные шарики воздушного газогидрата на продажу.
Преступная деятельность Бейли приводит к радикальным изменениям климата. Земля начинает терять атмосферу. Как же остановить «продавца воздуха», пока он не погубил всю жизнь на планете? В центре сюжета - научно-фантастические события, которые поставили землю на грань катастрофы. Увлекательный сюжет, яркие персонажи, легкость и красота авторского слога не подлежат сомнению. Книга увлекает и зачаровывает, сюжет держит в напряжении практически до последней страницы.
Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова и открытых интернет- источников.