20 августа 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения известного русского писателя, переводчика, сценариста и педагога Василия Павловича Аксенова, автора двадцати трех романов, кумира нескольких поколений. Аксенов – русский писатель «нового» стиля. Его произведения, пропитанные духом свободы, не оставляли читателей равнодушными.
Детство и юность писателя не были счастливыми. Когда Василию не было и пяти, его родителей арестовали и осудили на десять лет лагерей. Мальчика отправили в детский дом, где содержались дети осужденных по «политическим» статьям, но в 1938 году дядя будущего писателя все же смог забрать его к себе. Лишь через 10 лет ему удалось увидеться с матерью.
Литературную карьеру Аксенов начал в 1960-е годы. Сначала появилась повесть «Коллеги», которую позже экранизировали. Затем вышел роман «Звездный билет», сборник «Катапульта» и многие другие произведения. В этот период почти все его произведения печатались в журнале «Юность». В связи с регулярными участиями в демонстрациях и активной общественно-политической деятельностью, работы Аксенова стали подвергаться резкой критике и перестали печататься на родине.
В 1980-е годы писатель эмигрировал в США, из-за чего был лишен советского гражданства. Более двадцати лет он прожил за границей, где работал профессором русской литературы в разных учебных заведениях. В США были напечатаны его романы: «Остров Крым», «Ожог», трилогия «Московская сага». В 1990 году ему вернули советское гражданство. В 2004 году писатель закончил преподавать и переехал в небольшой французский город Биарриц. В этом же году журнал «Октябрь» опубликовал новый роман Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Произведение получило Букеровскую премию. В 2005 году писателя наградили орденом Искусств и литературы.
В октябре 2009 года, уже после смерти автора, был издан его последний законченный роман «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй».
В ноябре 2009 года в Казани открылся Музей творчества Василия Аксенова (в том самом доме, где писатель провел детство).
В последующие годы были опубликованы ранее не издававшиеся произведения Аксенова - незавершенный автобиографический роман «Ленд-лизовские», сборник «Логово льва. Забытые рассказы», эссе и дневники «Одно сплошное Карузо», сборник писем «Ловите голубиную почту», очерки и публицистика «Остров личность».
Биографы писателя любят говорить, что он прожил четыре жизни («Четыре жизни Василия Аксенова» - так называется книга В. Есипова): первую - под клеймом «сына врагов народа», вторую - одного из ярчайших представителей отечественной литературы 1960-х годов, третью - в эмиграции и четвертую - на больничной койке после инсульта, когда одно за другим выходили его незаконченные и ранее неизданные произведения.
В фонде Псковской областной универсальной библиотеки им. В.Я. Курбатова можно познакомиться с книгами писателя, которые были выпущены в разные годы. В рамках данной виртуальной выставки мы предлагаем познакомиться с наиболее популярными произведениями автора.
Аксенов, Василий Павлович. Апельсины из Марокко : Повесть / Аксенов Василий Павлович. - М. : Эксмо-Пресс: Изограф, 2001. - 448 с.
В книге представлены три повести Василия Аксенова: «Коллеги» (1959), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1962). Все они хорошо показывают свое время: какие были люди, как они работали и жили.
Повесть «Коллеги» - о молодых врачах, которые ищут свое место в жизни. Герои разные, но в них так много общего: энергия, оптимизм, любовь к своей профессии. Они стремятся к своей мечте и, несмотря на препятствия, не опускают руки. Сам автор, являясь врачом по образованию, вложил в повесть свое отношение к данной профессии. Аксеновым и режиссером Алексеем Сахаровым был написан сценарий по произведению и снят фильм в 1962 году, главные роли в котором сыграли Василий Ливанов, Василий Лановой и Олег Анофриев.
Герои повести «Звездный билет» только закончили школу. Четверо друзей принимают неожиданное для всех решение – уехать в Прибалтику, так как хотят стать самостоятельными и избавиться от опеки взрослых. Они хотят сами определить свою судьбу. Приключения друзей оказываются большим жизненным опытом для каждого из них. Они узнают цену дружбе и любви, учатся справляться с трудностями, возникающими на их пути. Это книга о первом опыте, выборе и самоопределении, о дружбе, любви и предательстве, о людях, которых ставят в пример и которым человек должен подражать, а также о том, как хочется остаться собой и выделиться из толпы. Киноверсия «Звездного билета» вышла в 1962 году под названием «Мой младший брат» по сценарию, написанному Аксеновым, Анчаровым и А. Зархи. Героев играли Ефремов, Миронов, Збруев, Даль и Людмила Марченко.
Повесть «Апельсины из Марокко» делится на небольшие главы, повествование в каждой из которой ведется от одного из основных героев и рассказывает об одном вечере в их жизни. Это история трудовой советской молодежи, которая поехала покорять и благоустраивать отдаленные территории России, в данном случае, Дальний Восток. В повести рассказывается о жизни нескольких героев, которые хорошо знают друг друга. Их взаимоотношения неоднозначны, поставить все точки над «и» им помогает грандиозное событие, когда в порт Талый приходит груз с апельсинами. Фрукты являются центром повествования несмотря на пять сюжетных линий. Это чудесная, особенная сила, способная творить удивительное в жизни простых людей. Они побуждают сорваться с места, объединяют незнакомых людей, связывают их судьбы и сердца, кто-то находит свою любовь, а кто-то свой жизненный путь.
Аксенов, Василий Павлович. Ожог : роман : в 3 кн. / Аксенов Василий Павлович. - М. : Изограф : Эксмо-Пресс, 2000. - 496 с.
Как пишет Петров Д.П. в книге «Аксенов», «Ожог» - это роман трудной судьбы, это, своего рода, судьба Аксенова… Это попытка сплести в пределах одного повествования несколько очень важных и личных рассказов. Первый – о любви, о реальности и силе любви в мире, где она, казалось бы, невозможна. Второй – о трагедии собственной семьи, о Магадане, о матери, отце и отчиме. Третий – о себе, юном и скрытом под псевдонимом Толя фон Штейнбок. О себе молодом, ищущем свой писательский язык. О себе зрелом, измученным и спасенным любовью. Четвертый – о власти, Сталине и сталинщине, собранных в образе чекиста Чепцова. Пятый – об эпохе: 1950-х, 1960-х и 1970-х годов. Об их обещаниях и разочарованиях. Шестой – о Европе и Америке и о месте в мире русского человека. Седьмой – о друзьях и недрузьях. В романе можно увидеть немало историй и попытаться угадать многих современников.
В произведении «Ожог» автор смело и смешно рассказывает о современниках, пугающе - о сталинских лагерях, откровенно - о любви, честно - о высокопоставленных злодеях, романтично - о молодости и о себе и пронзительно - о судьбе России. Действие романа «Ожог» разворачивается в Москве, Ленинграде, Крыму и Магадане, все происходит в разное время и с разными людьми, все перемешалось – страны, времена и лица. «Ожог» вырвался из души Аксенова как крик, как выдох. Настоящая обжигающая проза.
Аксенов, Василий Павлович. Скажи изюм : [роман] / Аксенов Василий Павлович ; Василий Аксёнов. - Москва : Эксмо, 2008. - 442, [2] с. - (Остров Аксенов).
Роман «Скажи изюм» - яркая, остроумно подчеркнутая картина советского общества семидесятых. Несколько известных фотографов задумали небывалое для советской действительности - издать в обход цензуры альбом «Скажи изюм» в двенадцати экземплярах…Но бдительные «железы» (они же «органы») всегда лучше знают, что граждане должны думать, как действовать.Этот роман создавался Василием Аксёновым на основе реальных событий - подготовки знаменитого альманаха «Метрополь».
Аксёнов сумел рассказать так, как умеет только он.Автор показывает в своем произведении,что происходило в последние десятилетия существования Советского Союза.Аксёнов ещё не знал о скором развале страны, поэтому выразил свою боль посредством написания книги.Его герои ведут себя вызывающе, не придавая значения государственным интересам. Они поступают согласно собственным убеждениям и за них же должны пострадать.
Действительность, описанная в книге, очень реалистична, причем это относится не только к временам написания произведения, она актуальна и в наше время. Василий Аксенов смог совместить и сатирическую прозу, и фантастику.Роман приобретает необычный колорит и понравится тем, кто любит что-то уникальное, не похожее на привычную всем классическую прозу.
Аксенов, Василий Павлович. Остров Крым / Аксенов Василий Павлович ; Василий Аксенов. - Москва : Эксмо, 2012. - 508, [2] с. - (Pocket book).
«Остров Крым» - знаменитая антиутопия автора. Действие книги происходит в 20-е годы. Английский солдат открывает огонь по красноармейцам, и остров Крым остается в руках Врангеля. Крым не был захвачен большевиками, а остался свободным и независимым. В созданной автором альтернативной истории полуостров становится преуспевающим государством по сравнению с СССР. Отделившийся процветающий Крым подробно и искусно описан автором. Это мир, где человек имеет неограниченные возможности для самореализации, где он может добиться всего. Но в 60-е годы появляется Андрей Лучников, убеждающий крымчан в необходимости войти в состав СССР.
Приключенческий роман является остроумно ироническим по отношению к жизни в СССР, в нем присутствует явная критика, а гротескных житейских ситуаций хоть отбавляй.
Аксенов, Василий Павлович. Московская сага. Кн. 1 : Поколение зимы / Аксенов Василий Павлович ; Василий Аксенов. - Москва : Изографус : Эксмо, 2004. - 446, [1] с.
Аксенов, Василий Павлович. Московская сага. Кн. 2 : Война и тюрьма / Аксенов Василий Павлович ; Василий Аксенов. - Москва : Изографус : Эксмо, 2004. - 474, [2] с.
Аксенов, Василий Павлович. Московская сага. Кн. 3 : Тюрьма и мир / Аксенов Василий Павлович ; Василий Аксенов. - Москва : Изографус : Эксмо, 2002. - 461, [2] с.
Трилогия «Московская сага» состоит из романов: «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Их действие охватывает, можно сказать, самые страшные в нашей истории годы: с начала 1920-х до 1950-х годов (борьба с троцкизмом, коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии). Книга написана простым языком о тяжелых сталинских временах на фоне жизни трех поколений семьи Градовых. Герои книги - советские люди, преданные своей стране, искренне служащие своему делу, своей профессии. Они не идеальны, иногда их поведение и поступки отталкивают, но несмотря на это они получились живыми и реальными. Очень ярко и реалистично описана повседневная жизнь того времени. Сюжет захватывает, заставляет задумываться над действиями героев, сопереживать им. По книге в 2004 году снят одноименный фильм, который прекрасно передал атмосферу книги.
Аксенов, Василий Павлович. Таинственная страсть : роман о шестидесятниках / Аксенов Василий Павлович ; Василий Аксенов. - Москва : Семь дней, 2009. - 591 с.
«Таинственная страсть» - последний роман Василия Аксенова. Действие его происходит в доме творчества в Коктебеле и в Москве. Роман получился увлекательным и местами авантюрным. Его герои – кумиры шестидесятых: Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Евгений Евтушенко, сам Аксенов – Ваксон и многие другие. Автор вместо настоящих имен использует для своих героев прозвища, но в книге они легко узнаваемы. Писатель описывает повседневную жизнь московской творческой интеллигенции. Автор предоставил нам уникальную возможность узнать, как жили эти люди – сопротивлялись власти или поддавались ей, любили, предавали, во что верили, чем дышали. И продолжали творить, несмотря ни на что. Именно эту жажду творчества, которую невозможно убить никаким режимом, и называет Аксенов таинственной страстью. В 2015 году по мотивам романа был снят сериал с одноименным названием.
Аксенов, Василий Павлович. Лекции по русской литературе : [16+] / Аксенов Василий Павлович ; Василий Аксёнов. - Москва : Эксмо, 2019. - 318, [1] с. : ил. ; 21. - (Большая проза).
В книге представлены лекции писателя, которые он читал студентам в Вашингтоне в 1982 году. Героями лекций стали Белла Ахмадулина, Георгий Вадимов, Валентин Распутин, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Владимир Войнович и другие писатели ХХ века. Конечно, одним из главных героев этой книги стал сам Аксенов - неунывающий оптимист, авантюрист и человек, открытый миру во всех его проявлениях. Автор очень интересно показывает картину прошлого. В лекциях есть рассказы о встречах с современниками, бытовые зарисовки, личные впечатления. Все лица, которые были затронуты в лекциях, яркие и живые. Изложение материала также свободное, живое, иногда насмешливо-ироническое, органически объединенное с докторским знанием предмета лекций. В книге есть снимки рукописных записей Аксенова, его заметки, рисунки. Не стоит искать в этих заметках исторической и научной точности – это слепок живой речи писателя, его вдохновенный Table-talk – в лучших традициях русской и западной литературы.
Литература о жизни и творчестве Василия Аксенова.
Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции / Есипов Виктор ; [сост., предисл. В. Есипова]. - Москва : Астрель, 2012. - 702, [1] с., [32] л. фот.
Книга включает в себя воспоминания об Аксенове его друзей и соратников по «оттепели». Это не только коллеги по ремеслу, писатели и поэты, но также люди других профессий: художники, музыканты, режиссеры кино и театра, журналисты, физики. В первой части книги есть стихи Беллы Ахмадулиной, посвященные Аксенову и воспоминания современников, а также фотографии из семейного архива В.П. Аксенова, А.П. Аксеновой, из личного архива В.М. Есипова, Е.А. Попова и А.А. Кабакова, а также работы М.Н. Пазия, В.Ф. Плотникова и др.
Во втором разделе книги представлена переписка Василия Аксенова с друзьями и близкими людьми, в том числе письма его матери Евгении Гинзбург и дневник его жены Майи. Третий раздел составляют интервью с писателем, взятые российскими и зарубежными журналистами с 1980 по 2008 гг.
Аксенов всегда объединял интересных людей и был в центре внимания. Эта книга показывает разные грани творческой личности. В ней есть нечто общее с книгами самого писателя – он показывает огромный пласт нашей истории от послевоенных лет до нашего времени. Она открывает перед читателем панораму общественной и литературной жизни Советского Союза, эмиграции и современной России.
Гладилин, Анатолий Тихонович. Улица генералов : попытка мемуаров / Гладилин Анатолий Тихонович ; Анатолий Гладилин. - Москва : Вагриус, 2008. - 317, [2] с., [8] л. ил., портр.
Эта книга о молодости, которая прошла вместе с Василием Аксеновым, Робертом Рождественским, Булатом Окуджавой, о литературном быте шестидесятых, о тогдашних «тусовках» (слова еще не было, а явление процветало). Книга не имеет каких-то хронологических рамок. О своей жизни писатель упоминает редко, большее внимание он уделят случаям из жизни своих друзей. Кажется, что он отдает дань уважения друзьям, ведь никого из них уже нет в живых. Герои изображены неординарно и необычно, они заметно оживляют повествование. Особый интерес представляют воспоминания о работе на «вражеском» радио, о людях, которые были коллегами Гладилина в те годы, - Викторе Некрасове, Владимире Максимове, Александре Галиче… Книга написана увлекательно, порой смешно, очень проникновенно, она дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. Кроме этого, в книге представлены фотографии из семейного архива автора.
Есипов, Виктор Михайлович. Встречи и прощания : воспоминания о Василии Аксенове, Белле Ахмадулиной, Владимире Войновиче... : [12+] / Есипов Виктор Михайлович ; В. М. Есипов. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 332, [3] с., [8] л. ил.
Издание включает в себя воспоминания, которые были написаны в разные годы. Это книга мемуаров, в которой автобиографические главы перемешаны с воспоминаниями, посвященными жизни известных писателей и поэтов, с которыми ему посчастливилось дружить или просто общаться: Василии Аксенове, Белле Ахмадулиной, Владимире Войновиче, Борисе Балтере, Бенедикте Сарнове, Борисе Биргере, Надежде Мандельштам, Александре Володине, Семене Липкине и Нине Лиснянской, Валентине Непомнящем. По каждому из рассказов, вошедших в книгу, можно понять степень близости автору его героев. Так, особая близость установилась у Есипова с семьёй Василия Аксенова. Значительная часть книги посвящена писателю, с которым Есипов дружил и был его представителем в России. В книге есть воспоминания очень личные, которые Есипов посчитал возможным опубликовать лишь после того, как ушли из жизни сам Василий Аксенов и его жена Майя. Персонажи книги интересны своей человеческой составляющей: привычками, взаимовыручкой в сложных жизненных ситуациях, пристрастиями, разнообразием характеров. В книге также много редких, уникальных фотографий, которые вызывают особенный интерес.
Кабаков, Александр Абрамович. Аксенов / Кабаков Александр Абрамович, Попов Евгений Анатольевич ; Александр Кабаков, Евгений Попов. - Москва : Астрель, 2012. - 509 с., [8] л. фот.
Книга Александра Кабакова и Евгения Попова – больше чем мемуары. Она вся состоит из диалогов. Авторы просто встречались вечерами и беседовали об Аксенове. Это портрет Художника на фоне его Времени, свободный разговор свободных людей о близком человеке, с которым им довелось дружить многие годы бурной, гротескной, фантасмагорической советской и постсоветской жизни. Для читателя эта книга может быть интересна хотя бы потому, что это не монография, а живая беседа двух людей, которые не просто прекрасно разбираются в творчестве Аксенова, но и знают противоположную сторону самой личности писателя. В книге отображены мельчайшие и интересные подробности жизни и творчества Аксенова, которые можно узнать только от людей, лично знавших писателя. Свидетельства из первых уст, неизвестные истории и редкие документы опровергают устоявшиеся стереотипы восприятия и самого писателя, и его сочинений. Авторы создали правдивый и многомерный портрет своего друга. В книге можно увидеть фотографии из семейного архива В.П. Аксенова, А.П. Аксеновой, В.Л. Кондырева, из личного архива Е.А. Попова,А.А. Кабакова и др.
Петров, Дмитрий Павлович. Аксенов / Петров Дмитрий Павлович, Аксенов Василий Павлович ; Дмитрий Петров. - Москва : Молодая гвардия, 2012. - 437, [3] с., [16] л. ил., портр. ; 21. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : серия биографий : основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким ; вып. 1561 (1361)).
Автор книги был знаком с Аксеновым и, работая над книгой, старался собрать воедино мнения о нем писателей. Непростая судьба и труд знаменитого автора «Коллег», «Звездного билета», «Ожога», «Московской саги» и других популярных повестей и романов всегда были темой сплетен, доносов, баек, мифов. Его многочисленные рассказы, стихи, очерки, интервью и сегодня вызывают интерес.
Книга Дмитрия Петрова – итог работы с сотнями текстов, десятками людей – родных, друзей, недругов и критиков Аксенова. Дмитрий Павлович проделал поистине грандиозную работу, беседовал с людьми, бок о бок жившими и дружившими с Аксеновым на протяжении всей его жизни. Главное, что пытается доказать Петров на протяжении всей книги, это то, что хотя в героях Аксенова очень много историй из жизни самого автора, но не один из них не является точным авторским портретом. Это, скорее, зарисовка, набросок, но еще больше увлекает читателя, который переносит жизнь героя на жизнь его автора.
Очень интересно читать критику на творчество Аксенова, которую приводит данный биограф, ведь немаловажно в познании фигуры большого мастера - сравнение мировоззрения автора и его современников, часто людей уважаемых и почитаемых в свое время, но забытых нашим поколением. Д.П. Петров в своей книге ясно дает понять читателю, что правоту Аксенова подтвердило время – главный судья истории.
Рассадин, Станислав Борисович. Голос из арьергарда : Портреты. Полемика. Предпочтения. Постсоцреализм / Рассадин Станислав Борисович. - Москва : Время, 2007. - 379, [2] с.
Станислав Рассадин – литературовед, критик, эссеист, мемуарист, и жанр книги в большей или меньшей степени определен именно этим. Одиннадцать литературоведческих эссе составляют книгу и, с одной стороны, являются интересными путеводителями по творчеству поэтов и прозаиков, а с другой, меткие характеристики, данные автором, исполняют роль своего рода узора, из которого постепенно складывается картина громадной литературной эпохи, пронизанной межтекстовыми и межличностными связями. Эта книга – о поэтах, прозаиках: Давиде Самойлове, Владимире Соколове, Инне Лиснянской, Семене Липкине, Юрии Давыдове, Василии Аксенове, Фазиле Искандере, Олеге Чухонцеве, этих, как принято говорить, классиках современной словесности, а также о ярких поэтах иного поколения – Евгении Блажеевском, Олеге Хлебникове. Подобное – из разряда «портретов», но немалое внимание отдано явлениям «постсоцреализма» (термин автора), лжеавангарда (его же суждения), - отсюда и вызывающее название книги. «Голос из арьергарда» направлен против отечественного литературного авангарда. Здесь предпринята попытка путем «портретирования» тех, кому Рассадин отдает предпочтение, и полемики с тем, чего он не принимает, понять и представить не только литературный, но и исторический процесс. Все это на широком и разнообразном фоне русской культуры с присутствием многих имен. Книга, как подчеркивает автор, рассчитана «на всех, на каждого, по крайней мере из тех, кто собирается ее прочесть».